Испытание голодом
Валерий Рачков родился в Алма-Ате в 1956 году. Своих родителей он помнит плохо, поскольку расстался с ними еще ребенком. Отец с матерью злоупотребляли спиртными напитками, и их в конце концов лишили родительских прав. Когда будущему чемпиону мира по боксу было 7 лет, его с двумя братьями отправили в детский дом. По воспоминаниям Рачкова, коллектив, в котором он вынужден был выстраивать отношения с такими же ребятами, его воспитал, научил выживать. Именно там он сформировался как человек.
В 12 лет у Валерия произошла встреча, изменившая всю его жизнь. В детдом набирать очередную группу пришел тренер по боксу Станислав Болдырев. К нему записался весь класс, но в итоге остался только Рачков. Он – единственный, кто выдержал все испытания, в том числе голодом. Возвращаясь с тренировок вечером, когда время ужина было позади, он ложился спать с пустым желудком. Узнав об этом, Болдырев стал приглашать мальчика к себе домой и кормить, прежде чем отпустить в детдом.
– Я с ребятами почти не расстаюсь, – рассказывал в интервью “Советскому спорту” Станислав Михайлович. – А Валерка Рачков у меня в семье живет. Он парень детдомовский, я его из уличной драки вытащил, привел в зал. Он злой был, колючий. Чем-то не угодил я ему. Он исчез. Но сам вернулся. Ну а потом мы с женой решили забрать его к себе. Будет у нашей дочки старший брат.
Рискованная операция
Переломным турниром в карьере юного боксера стали Всесоюзные молодежные игры 1973 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Победа в них открыла ему дорогу в молодежную сборную СССР. Это был уже совсем иной уровень. На следующий год в матчевой встрече советских и американских боксеров Рачков достойно бился с Аароном Прайором, который на тот момент уже побеждал чемпионов мира среди любителей, а в будущем он станет яркой звездой профессионального ринга.
В 1976 году Рачков на одном дыхании выиграл чемпионат СССР в Свердловске (ныне Екатеринбург) и стал претендентом на место в олимпийском составе советской сборной. Главным минусом Валерия был его юный возраст (20 лет) и отсутствие опыта международных соревнований. Однако главный тренер национальной команды Юрий Радоняк поверил в молодого боксера.
Перед Олимпиадой в Монреале Рачков перенес неприятную медицинскую процедуру.
– Кровеносные сосуды у меня в носоглотке были расположены близко к поверхности. Поэтому, когда пропускал удары, мог сильно кровоточить нос, – рассказывал в одном из интервью “Советскому спорту” Рачков. – Тренеры опасались, что по этой причине меня в любой момент могут снять с боя. Решили подстраховаться и сделать мне операцию. Врач раскаленным предметом выжег мне слизистую с расчетом на то, что она после этого зарубцуется и не будет пропускать кровь. К сожалению, никаких результатов это не дало, кроме того, что после той операции я мучаюсь со слизистой до сих пор.
Провальный Монреаль и счастливый Белград
Монреальский ринг оказался несчастливым для нашего боксера. Он проиграл задолго до финала будущему олимпийскому чемпиону – немцу Йохану Бахвельду. По воспоминаниям Рачкова, он не настроился на тот поединок, перегорел. Ошибкой стало решение руководства советской делегации предоставить ему двухдневный отдых на снятой в аренду вилле.
– Отлучение от команды стало для меня роковым, – вспоминал Рачков. – Оно просто выключило меня из атмосферы Олимпиады. Останься я с командой в деревне – всё, уверен, сложилось бы иначе. Ездил бы на соревнования, болел за ребят, как-то держал бы себя в тонусе. А на этой вилле я был предоставлен самому себе. Пролежал в своем номере два дня один на один с собственными мыслями, как раз теми, от которых меня пытались уберечь. Однако Рачков до 1976 года и после – это, безусловно, два разных бойца. Я научился управлять собой. Перестал гореть и переживать перед боем, выходил на ринг лидером и хозяином положения, настроенным исключительно на победу.
Ментальные изменения ярче всего проявились в 1978 году на чемпионате мира в Белграде.
Валерий буквально сметал со своего пути всех соперников, включая Бахвельда, которому крепко досталось в четвертьфинале. В решающем бою Рачков встретился с хозяином ринга Мидрагом Перуновичем.
– В равном бою, сами понимаете, чемпионом стал бы он, – уверен Валерий. – Поэтому я сделал всё, чтобы эту медаль у меня не украли. Конечно же, и моя победа над Бахвельдом сформировала соответствующее отношение ко мне судей: парень, который прошел олимпийского чемпиона, достоин быть первым. Троих из пяти, обслуживавших финальный бой, я в этом убедил, хотя, думаю, сомнений в моей победе не было ни у кого, включая соперника.
В Алма-Ату Рачков вернулся с первой в истории казахстанского бокса золотой медалью чемпиона мира. За эту победу ему присвоили звание заслуженного мастера спорта СССР и вручили премию – 1 500 рублей, что в 10 раз превышало среднюю зарплату обычного инженера.
Закрытая Москва
К сожалению, этот громкий успех стал, по сути, последним в карьере боксера. После трех побед подряд в чемпионатах СССР он проиграл в финале 1979 года москвичу Александру Кошкину. Без золота Рачков остался и на следующий, олимпийский, год. Его поспешили списать со счетов. На Олимпиаду-1980 в его категории взяли другого боксера.
– В моем весе заявили боксера (Исраел Акопкохян. – Прим. ред.), с которым я очень легко разбирался, – рассказывал Рачков. – На спаррингах при подготовке к Олимпиаде он в буквальном смысле плакал, спрашивал: “Зачем ты меня так сильно бьешь?”. А что мне было делать? Я видел, что главный тренер (Алексей Киселев. – Прим. ред.) наблюдает за нами, и думал: если не буду с полной отдачей работать, он на мне крест поставит. Тогда еще рассчитывал попасть на Игры. После того как Киселев объявил состав команды, я пришел к нему и попросил спарринг с Акопкохяном. Молодым был, глупым: верил, что могу еще что-то изменить, если выиграю спарринг. Но Алексей Иванович отнесся к моей просьбе, мягко говоря, без энтузиазма. “Если хочешь, пробуй в 71 кг”, – сказал он. В общем, недвусмысленно дал мне понять, чтобы я отстал.
Так, карьера Рачкова, по сути, закончилась в 24 года. Он еще посоревновался пару лет и перешел на тренерскую работу. Переехав в Москву, Валерий получил предложение работать в сборной СССР тренером по резерву.
Среди тех, кого он открыл для большого бокса, был и будущий олимпийский чемпион Василий Жиров.
Сегодня Рачков возглавляет судейский комитет в Федерации бокса России. Он часто участвует в различных семинарах и мероприятиях, в том числе приезжает в Казахстан.
Наше досье
Рачков Валерий Александрович
Родился 24 апреля 1956 года в Алма-Ате.
Заслуженный мастер спорта СССР по боксу.
Чемпион мира 1978 г.
Участник Олимпиады 1976 г.
Чемпион СССР 1976, 1977, 1978 гг. Серебряный призер чемпионата СССР 1979 г. Бронзовый призер чемпионата СССР 1980 г.
Выступал в весовой категории до 67 кг.
Сегодня – председатель Всероссийской комиссии судей по боксу при Федерации бокса России. Проживает в Москве