С этим проектом общественники победили на ярмарке социальных идей и проектов-2019, организованной Фондом Нурсултана Назарбаева.
Основатель и инициатор идеи Гульмира Пармышева рассказала корреспонденту медиа-портала Caravan.kz о том, как любительский проект мамы, создаваемый для личного пользования путем проб и ошибок, стал профессиональным набором, который помог тысячам родителей в Казахстане в запуске и развитии речи детей.
— Гульмира, расскажите, как зарождалась идея вашего проекта?
— Три года назад в домашних условиях я создала для своего ребенка наборы, благодаря которым мы "запускали" ему речь. Так появились первые наборы для развития речи детей, — отметила Пармышева в начале беседы. — Потом появилось желание помочь не только себе, но и другим родителям. В центре, где занимался мой ребенок, родители других детей стали интересоваться наборами, и мы в домашних условиях начали создавать продукцию. И идея, которая зародилась на кухне квартиры, имела свое продолжение в виде цеха в городе Алматы, инклюзивной мастерской, куда привлечены большие профессионалы, а также люди с особыми потребностями.
Продукция, которая изначально была создана для родителей, сейчас активно применяется лучшими специалистами страны. И теперь наша целевая аудитория – это не только родители, но и специалисты и центры, которые занимаются с данными тренажерами.
— В чем заключаются особенности и социальная значимость вашего проекта?
— Особенностями проекта являются его комплексность, комплексный подход, экспертность и доступность. Каждый тренажер тестировался от 4 до 6 месяцев в коррекционных кабинетах лучших центров страны. Мы налаживали обратную связь, меняли функционал, работали над качеством. Мы подготовили к нему пошаговую инструкцию: как ребенок должен себя чувствовать, что мама должна говорить, чтобы было понятно девятилетнему ребенку на двух языках. В разработке наборов принимали участие практикующие логопеды и дефектологи, в течение нескольких месяцев пособия тестировали в абилитационных центрах и коррекционных кабинетах Алматы и Нур-Султана.
Мы – за домашнюю терапию. Зачастую родители не могут отдать ребенка в самые сильные центры в силу того, что это очень дорого. Цены на хороших специалистов логопедов-дефектологов у нас достаточно высокие. Плюс к этому – большие очереди, нехватка мест, отсутствие необходимого комплексного пособия. Так создались первые наборы для развития речи детей, для сенсорного развития и дыхательной гимнастики.
По цене трех занятий со специалистом (15 тысяч) любой родитель может купить набор, где все подробно и понятно расписано, и заниматься по нему в течение года. Также 10 процентов прибыли от продажи наборов мы направляем на поддержку детей с особыми потребностями.
Социальной значимостью проекта является также привлечение к трудоустройству молодых людей с особыми потребностями.
В 2019 году появилось желание создать из любительского проекта профессиональный, производственный.
— Как участие и победа в ярмарке сказались на вашем проекте? Насколько ощутимой была поддержка Фонда Нурсултана Назарбаева?
— Ярмарка социальных идей и проектов стала первым официальным и серьезным конкурсом, где мы приняли участие. По итогам ярмарки мы прошли в ТОП-50 и выиграли грант в размере 2 миллионов 800 тысяч тенге.
Благодаря поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева мы получили возможность приобрести оборудование, закупить сырье и протестировать это на деле. В рамках реализации проекта мы обеспечились сотней наборов и безвозмездно подарили их центрам. Также организовали первый республиканский воркшоп по сенсорной интеграции. Иными словами, заручившись поддержкой фонда, мы получили возможность перейти, так скажем, от социального проекта к социальному бизнесу.
Такие конкурсы, как ярмарка социальных идей и проектов, помогают обычным людям, таким же мамам, как я, и разным специалистам воплотить свои идеи, получить первую поддержку или же помочь имеющимся организациям запустить новые направления. Для меня Фонд Нурсултана Назарбаева – это организация, которая первой нас поддержала, за что я очень признательна.
— Расскажите о вашей деятельности в рамках проекта на сегодняшний день…
— Если сказать коротко: проект «Kishkentai» — это игрушки, которые лечат. В данный момент наша инклюзивная мастерская находится в городе Алматы, и в ближайшее время мы собираемся открыть филиал в городе Нур-Султане. Недавно мы запустили первый шоурум-тренажер: каждая мама может прийти к нам с ребенком, познакомиться с проектом и понаблюдать за производством. В это время ребенком будут заниматься специалисты, подбирать под его возможности, навыки и дефициты необходимую продукцию.
Пара слов о продукции: мы пользуемся сертифицированными гипоаллергенными материалами. Для меня, как для мамы, очень важно создавать качественную и безопасную продукцию. Если я могу предложить продукт своему ребенку, то я готова предложить его и рынку.
— Не могли бы вы пояснить, что такое сенсорное развитие?
— Сенсорное развитие — это развитие восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Оттого, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.
Это напоминает электрическую цепь – когда один из рецепторов работает плохо, ребенок не совсем гармонично развивается и вероятен риск задержки.
Например, для развития обонятельного рецептора мы создали набор "арома-лото", куда входят баночки с разными ароматами со знакомыми для ребенка вкусами – фрукты, ягоды, сладости, трава и т.д. Ребенок это нюхает, определяет, говорит, познает мир через это.
В век гаджетов, когда слуховые и зрительные рецепторы перегружены, у ребенка начинается сенсорный голод других рецепторов. Тренажеры очень помогают в элементах запуска речи. Это мировая практика, которая действенно работает. К примеру, за последний год мы смогли помочь больше чем 10 тысячам детям, и большая часть из них сейчас уже посещает школы, — отметила в завершение беседы Гульмира Пармышева.
О чем хочется сказать в заключение? Пожалуй, подытоживая эту тему, лучше всего будет вспомнить одну очень верную цитату Елбасы:
«Дети – наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, — отмечал Елбасы в стратегии «Казахстан-2050». — Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем». И с этими словами трудно не согласиться.
Напомним, ярмарка социальных идей и проектов – это традиционный проект Фонда Нурсултана Назарбаева, цель которого заключается в выявлении и поддержке некоммерческих организаций (НКО) Казахстана для решения общественно значимых проблем через реализацию социальных, культурных и образовательных проектов на локальном уровне.
Целью конкурса является вовлечение и усиление роли НПО и институтов гражданского общества в процесс реализации Целей устойчивого развития, привлечение потенциала НПО к решению актуальных социальных и общественно значимых проблем, а также поддержка гражданских инициатив для дальнейшего start up финансирования.
14-15 апреля 2021 года ярмарка состоялась в Алматы, и проводилась она в преддверии Первого форума социальных проектов «Государство, бизнес и НКО: 30 лет единства и партнерства в интересах устойчивого развития».
Сам форум социальных проектов — это уникальная площадка, где казахстанские и международные эксперты обсудят наиболее острые социальные, экономические и экологические вопросы, а также представят конкретные практические решения. Пройдёт он в течение двух дней — 22 и 23 апреля — в столице. Там же и назовут победителей ярмарки социальных идей и проектов.