Многофункциональный истребитель Cу-30 СМ – это двухместный многоцелевой всепогодный сверхманевренный истребитель поколения 4++. Он совмещает в себе функции двух типов боевых машин, стоящих на вооружении ВВС РК: Су-27 и Миг-31.
По словам военных летчиков, Су-30 СМ однозначно еще не старый. Поставки самолетов с Иркутского авиационного завода начались в 2015 году. Летный и инженерно-технический состав прошел полное переобучение в Талдыкоргане и на заводе-изготовителе. Они получили соответствующие допуски на пилотирование, эксплуатацию и обслуживание самолетов этого типа. По данным из открытых источников их у нас сейчас около 20-ти. Пилоты уверены, что потерпеть крушение из-за выхода из строя каких-либо систем военный самолет не мог. И пилоты подполковник Беримжан Тюлюппаев и майор Михаил Алексеев — достаточно опытный экипаж чтобы не справиться с полетным заданием. У каждого из них сотни часов налета на самолетах такого типа. Пресловутый человеческий фактор исключен, значит, причина летного инцидента, а точнее авиакатастрофы, в чем-то другом.
«Экипаж самолета катапультировался, летчики живы и находятся под наблюдением медицинских работников, — проинформировали в пресс-службе Министерства обороны. — Крушение многофункционального истребителя Су-30 СМ произошло во время проведения учебно-тренировочного полета при заходе на посадку в учебном авиационном центре города Балхаш». Узбекская армия значительно сильнее казахстанской: сколько правды в этих словах
Государственная комиссия создана и уже работает на месте падения военного борта. По словам военных летчиков, с которыми «Каравану» удалось связаться ночью «если самолет на большой скорости попадает в стаю птиц и они залетают в двигатель Су-30, то в нем ломается абсолютно все. На борту происходит пожар и как следствие — отказ гидросистемы и системы управления в целом. Самолет становится неуправляемым и сваливается в штопор».
Почему в районе аэродрома в ту ночь было много птиц и как с ними бороться чтобы не терять дорогостоящие самолеты, военные пилоты пока ответить не могут. Говорят, что этот вопрос не в их компетенции. Но то, что ночью птиц не было видно и пилотам Су-30 невозможно было сделать какой-либо маневр чтобы избежать столкновения и тем самым спасти самолет – очевидно.
Ровно год назад 16 апреля 2020 года здесь же в Карагандинской области разбился МиГ-31 . Он выполнял плановый полет по подготовке к несению боевого дежурства. После взлета в одном из отсеков двигателя произошел пожар. Экипаж предпринял все меры по отводу самолета от населенного пункта и, убедившись, что гражданскому населению ничего не угрожает, катапультировался по команде руководителя полетов. Тогда истребителем управляли опытные военные летчики, подполковник Арман КУРМАНГАЛИЕВ, общий налет которого составляет 888 часов, и подполковник Иван ГАВРИЛКО. Его общий налет – 1 161 час.
При подготовке репортажа об авиационном происшествии я задал вопрос главнокомандующему СВО генерал-лейтенанту авиации Нурлану ОРМАНБЕТОВУ о том старые у нас истребители-перехватчики или нет. На что главком ответил: «У нас в авиации вообще нет такого понятия, как «старая авиационная техника», так как имеющиеся вооружение и военная техника постоянно (!) проходят плановое межремонтное техническое обслуживание, регламентные работы, капитальный ремонт и модернизацию. В СМИ и социальных сетях сейчас выдвигаются всевозможные причины крушения. Это, на мой взгляд, неправильно. Не надо спешить с выводами. Точную причину происшествия может назвать только специальная комиссия по расследованию причин аварии МиГ-31. Она работает».
Так и сейчас, Нурлан Орманбетов призывает журналистов не спешить с выводами, а дождаться окончания работы госкомиссии.
Из прошлого интервью с генерал-лейтенантом авиации у меня осталось в архиве несколько строк: «Мы давно ужесточили контроль за состоянием парка авиационной техники. Проведен тщательный анализ выполнения всевозможных видов работ по поддержанию его надежности и уменьшению вероятности возникновения отказов. Во-вторых, мы постоянно усиливаем теоретические занятия и практические тренировки летного состава на земле по действиям при возникновении различных нештатных и аварийных ситуаций. Кроме того, ежегодно проводим конференции по безопасности полетов, где рассматриваем актуальные проблемы по всем направлениям, включая подготовку авиационного персонала и состояния парка авиационной техники, а также вырабатываем пути решения всех этих проблем».
Истребитель Су-30, как говорит летчик-ас Нурлан Орманбетов предназначен «для завоевания господства в воздухе и уничтожения воздушных целей днем и ночью. Он может работать в простых и сложных метеорологических условиях, а также на фоне земли при применении активных и пассивных помех, контроля воздушного пространства, блокирования аэродромов противника на большой глубине и действий по наземным и морским объектам».
Но почему обладая такой мощью и грозой для врага он не может справится с обычными низколетящими воронами или воробьями остается загадкой.
«Караван» будет внимательно следить за развитием ситуации.