Первые годы программа заместительной терапии – лечение наркозависимых метадоном (который тоже является наркотиком) – продвигалась за счет глобального фонда ООН. Но теперь нам придется тратить собственные денежки. Хотя метадон до сих пор НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН В КАЗАХСТАНЕ. Нет и тестов на определение метадона в крови. То есть казахстанцы, по сути, являются подопытными кроликами.
“Караван” уже неоднократно писал о минусах этой программы – нет логики в том, чтобы лечить наркомана наркотиком, говорят казахстанские врачи. Многие страны, в том числе Россия, Узбекистан, категорически отказались от подобных программ.
Но когда осенью прошлого года “Караван” отправил запрос в Министерство здравоохранения РК в надежде получить исчерпывающий ответ по поводу метадоновой программы, министерские чиновники просто проигнорировали его. Позже стало понятно почему. Как раз в это время на свет появился приказ министра здравоохранения, который расширил программу на десять городов Казахстана!
Между тем НИКТО за столько лет действия этой программы так и не предоставил общественности цифры – сколько людей избавилось от наркозависимости с помощью этого препарата. Не показал ни одного конкретного человека, которому бы помог метадон! НИКТО из врачей Казахстана не взял на себя смелость заявить на всю страну, что метадон лечит, а не калечит людей.
Зато представителю инициативной группы Гражданской комиссии по правам человека Наталье ШАДРИНОЙ стало известно: продвиженцы метадона получают за это свое вознаграждение. Более того, “рекламный бюджет” на продвижение метадона на 2013 год составил более 4,5 миллиона тенге. За счет этих средств проводятся семинары, печатаются статьи в защиту метадона.
– В Павлодаре в октябре прошел закрытый семинар-тренинг, на который пригласили журналистов, наркозависимых, представителей наркоцентров. Им говорили, что метадон – хороший метод лечения наркозависимых, – рассказывает Наталья Шадрина. – Навязывание и лоббирование наркотика идет агрессивное. Но что происходит с теми, кто попробовал синтетический наркотик, наглядно демонстрирует фильм “Ловушка”. Его героя – молодого человека – после того, как он дал интервью, сняли с метадоновой программы, не предоставив ему помощь. Для наркомана это смерти подобно! Что происходит сейчас с ним, страшно говорить. Подсевших на метадон очень легко контролировать, снижая дозы или выводя из программы.
Надо сказать, что некоторые города – Риддер, Петропавловск, Шымкент – категорически отказались от метадоновой программы. “Нет” сказали метадону Алматы и Астана. Страшно представить, что метадоновая зависимость уже в ближайшие годы может охватить всю страну – ведь именно такие перспективы нам пророчат разработчики и сторонники этой опасной программы.
Хотелось бы обратиться к депутатам Парламента Казахстана: КТО скажет “стоп” метадону?