Не “утонуть” бы в банке - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Не “утонуть” бы в банке

Не “утонуть” бы в банке

Последние несколько дней в социальных сетях идут настоящие баталии по поводу Каспи банка. Общественный деятель Ермек НАРЫМБАЕВ во всеуслышание заявил, что банк при выдаче кредитов использует так называемые скрытые проценты, – человек рассчитывает, что ему придется выплатить банку одну сумму за кредит, а на деле выходит другая, гораздо большая. Сотрудники банка ему возражают: мол, люди знают, на что идут, и должны отвечать по своим обязательствам.

  • 25 Октября 2013
  • 4167
Фото - Caravan.kz

По словам Ермека Нарымбаева, он и несколько юристов готовят групповой иск к банку.

– Ко мне за пять дней, пока длится эта история с обсуждением кредитов и кредитных карт Каспи банка, поступило уже 500 жалоб, некоторые из этих людей готовы идти в суд, – заявил “Каравану” Ермек Нарымбаев. – Дело в том, что при заключении кредитного договора клиент подписывает всего лишь одну-две страницы от силы, а основной, почти 90-страничный договор размещен на сайте банка и в одном из номеров одной деловой газеты за 2011 год. Но в этом документе заключено как минимум 8 договоров, которые клиент фактически не видит. Да и сами представители Каспи банка во время недавней двухдневной встречи со мной и членами инициативной группы признали, что готовы сделать договоры более прозрачными.

Кроме того, Ермек Нарымбаев утверждает, что лично выявил как минимум четыре вида скрытых процентов, которые не декларируются банками:

Первый вид скрытого процента – это так называемый процент в год: например, в рекламе по кредиту указывается 15 процентов, а в реальности банк берет почти 30 процентов, “впаривая” клиенту другие платежи. Второй вид скрытого процента – это комиссия за ведение ссудного счета, которая ежемесячно выплачивается клиентом помимо взноса за кредит. 23 сентября 2013 года Верховный суд РК принял решение по отмене комиссии за ведение ссудного счета, признав ее незаконной. Эта комиссия никакого отношения к клиенту банка не имеет и им выплачиваться не должна. Третий вид скрытого процента – это комиссия за организацию займа.

Есть также понятие, как годовая эффективная сопоставимая достоверная ставка вознаграждения, которая обозначает реальную стоимость кредита. Представители Каспи банка честно признали во время встречи, что по кредитам у них годовая эффективная ставка составляет 53 процента!

Внимательно читая договор на сайте, я пришел в ужас, увидев очередность пунктов, по которым в первую очередь взимается плата с клиента: к примеру, там есть пункт о том, что из выплаченных сумм первым делом нужно уплатить налоги, но, опять же, какое отношение они имеют к клиенту банка?

Когда вы хотите взять кредит, то вам навязывают попутно и кредитную карту. И если вы вдруг захотите обналичить деньги с нее, то есть понятие “кредитный лимит” – для каждого свой. К примеру, вам установили лимит 5 миллионов тенге, а вы воспользовались только 1 миллионом. Так вот, проценты накручиваются на все 5 миллионов!

Идите на… “Фейсбук”!

Понимая, что это вопрос особой социальной значимости, мы обратились в пресс-службы Национального банка и Каспи банка с запросом, где попросили прокомментировать ситуацию и задали конкретные вопросы по поводу скрытых процентов. Письменного ответа не дождались, однако в телефонном разговоре с нами директор департамента корпоративных коммуникаций в Каспи банке Бота ЖУМАНОВА сказала: все, что наговорил нам господин Нарымбаев, “является откровенной клеветой и реагировать на это глупо”.

– Пока никаких письменных обращений ни от Ермека Нарымбаева, ни от других клиентов Каспи банка к нам не поступало. Более того, надзорный орган в лице Национального банка к нам тоже ни с какими вопросами не обращался. На что реагировать? А ответы на все вопросы, связанные с так называемыми скрытыми процентами, вы найдете на моей страничке в “Фейсбуке”, в ответе нашего юриста Сабыржана БЕРКИНБАЕВА.

Мы удивились: по меньшей мере странно считать социальные сети местом официальных ответов и каких-то разъяснений. Но, видимо, это новые веяния в работе пресс-служб…

Принцип невмешательства

Ответа от Нацбанка на запрос по сложившейся ситуации мы пока тоже не дождались.

Но вспомнилось: в свое время, когда мы писали о проблемах в банках второго уровня и людях, оказавшихся в сложной ситуации из-за проблемных кредитов – ипотечников, дольщиков и других, мы тоже отправляли запросы в надзорные органы, в частности АФН, с просьбой прокомментировать ситуацию. И получали примерно один и тот же ответ: “Банки – это частные организации, и вмешиваться в их деятельность госорганы не имеют права”.

Но на самом ли деле это так? Стоит лишь вспомнить до сих пор незаконченную историю Валют-Транзит банка – когда он обанкротился, тысячи вкладчиков, в числе которых были и пенсионеры, остались без накоплений. Деньги многим не выплатили до сих пор. Мы тогда безуспешно пытались помочь пенсионеру, который откладывал в банк деньги на операцию на сердце и так и не смог забрать эти деньги, хотя у него уже была договоренность с клиникой. Сколько таких историй?

Можно ли ссылаться на “невмешательство в дела частных организаций”, ведь в итоге крушение банка больно ударило по социально уязвимым слоям населения. Не лучше ли все-таки детально прописать правила игры и тщательно следить, чтобы никто не заигрывался?

На прошлой неделе Президент, распекая правительство за неэффективную работу, коснулся и деятельности банков. В частности, обратил внимание главы Нацбанка Кайрата КЕЛИМБЕТОВА на то, какими стремительными темпами растет потребительское кредитование. По словам главы государства, в сектор промышленности банки направляют только 12 процентов кредитов всего сектора, в 2013 году объем таких кредитов еще и снизился на 13 процентов, зато на 50 процентов вырос объем потребительского кредитования. По мнению Президента, именно потребительское кредитование может стать новой бомбой, схожей с ипотечным кризисом.

Будем дожидаться, пока рванет?