“Кровь, смерть и обман вокруг”: история жен боевиков, завербованных ИГИЛ - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Кровь, смерть и обман вокруг”: история жен боевиков, завербованных ИГИЛ

“Кровь, смерть и обман вокруг”: история жен боевиков, завербованных ИГИЛ

За последние 10 лет десятки, сотни казахстанцев отправились на Ближний Восток, чтобы с оружием в руках строить халифат. С собой они повезли своих жен и детей. Не всем им удалось выжить в адском пекле войны.

  • 12 Апреля 2021
  • 3963
Фото - Caravan.kz

Но некоторые всё же смогли вернуться, в первую очередь, благодаря помощи покинутой ими родины. Вот уже более двух лет продолжается специальная гуманитарная операция “Жусан”, в рамках которой граждане Казахстана имеют возможность вернуться домой из зоны боевых действий в Сирии. Эвакуированы 600 человек, большая часть из которых – дети.

Мы продолжаем публикацию интервью спецкорреспондента “КАРАВАНА” с женами боевиков.

“Рожала под пулями”

35-летней Наргиз (имя изменено. – Прим. авт.) до сих пор снятся кошмары, душит чувство вины перед детьми, которым пришлось заглянуть смерти в лицо.

– Из Казахстана я уехала в Египет в 2011 году. Изучала там арабский язык, – рассказывает женщина. – Там и встретила свою любовь. Это был обычный парень, тоже уроженец Казахстана, который поехал учиться за рубеж. Мы с ним поженились. Всё было хорошо, пока он не попал под влияние радикалов. Они и уговорили его ехать в Пакистан.

Как любящая жена, я отправилась вслед за ним. Хотела быть с мужем, где бы он ни был.

Конечно, мы даже не представляли, что нас ждет впереди. Четыре года мы прожили в Пакистане, но из-за постоянных бомбежек пришлось перебраться в соседний Афганистан. Боевики нас перевезли в пустынное место, указали, где мы будем жить. Никакой цивилизации, чистой воды и электричества. Жили в какой-то палатке. Мои дети постоянно болели. Не знаю, как нам удалось выжить там впроголодь целый год.

Затем нас отправили в какую-то пуштунскую провинцию. Это был просто ад. Однажды ночью наш кишлак подвергся обстрелу. Я схватила на руки детей и побежала в сторону гор, чтобы спрятаться от бомбежки. Наутро, когда всё стихло, мы пешком пошли на поиски другого убежища. Почти 5 лет нам приходилось так скитаться по всему Афганистану. Эти бесконечные дороги… Казалось, им нет конца и края. Война, одним словом. Еды нет, медицинских препаратов – тоже. Я рожала своего третьего ребенка под пулями. Это было ужасно. Как только родила, пришлось сразу вставать и бежать подальше от бомб. Никогда не забуду этого. Гул истребителей до сих пор у меня стоит в ушах. Если бы я знала, что меня ожидает, то никогда не поехала туда. Каждый день казался последним в моей жизни. Но страшно было не за себя, а за родных.

Там нет ни шариата, ни халифата, ни справедливости

Поездку в Сирию Дана (имя изменено. – Прим. авт.) сегодня тоже вспоминает как страшный сон.

– Мы поехали в зону боевых действий в 2014 году. Сначала уехал туда муж, после я отправилась вслед за ним вместе с маленькими детьми, – рассказывает жена боевика. – Так же, как и все, мы жили некоторое время в Турции. Затем за нами приехали какие-то мужчины и приказали немедленно собираться в дорогу. Так мы оказались на границе с Сирией. Разместили нас в доме, где были жены боевиков. Через пару дней муж приехал и забрал нас в другой город – Ракку.

Мы жили в квартале, где находились одни русскоязычные: в основном это были выходцы из Кавказа, Дагестана, Узбекистана и Казахстана. Нас поместили в старую гостиницу. Супруг заверил меня, что в этом городе не бывает бомбежек и мы можем там спокойно жить, как в Казахстане. Но всё на самом деле оказалось не так. Начались воздушные атаки. Город подвергся ковровой бомбардировке. Мы в спешке стали покидать дома.

Постоянно переезжали из одного города в другой.

Во время очередного авианалета мой муж погиб. Меня перевели во вдовий дом, условия жизни в котором были настолько ужасны, что я предпочла снова выйти замуж.

Со вторым мужем мы так же постоянно переезжали из одного места в другое. И так долгих 4 года. В конце концов нам надоели эти бесконечные скитания. В 2018 году мы стали с ним искать пути, как выбраться из Сирии и уехать в Казахстан. Об этом как-то разузнали боевики. Пригрозили вырезать всю нашу семью. Объявили моего мужа в розыск. Уезжали от обиды: насколько искренни вернувшиеся из зоны боевых действий казахстанки

Год мы прятались от волкодавов ИГИЛ по разным уголкам страны. Чтобы выехать из зоны боевых действий, нужны были деньги для посредников. Их услуги недешевые (за одного взрослого человека просили 5 тысяч долларов США). Нас несколько раз обманывали, обещали помочь вывезти на турецкую границу, а сами позже бесследно исчезали. Последний побег оказался также неудачным.

Проводник продал нас курдам. Так мы оказались в плену.

Мужа моего куда-то забрали, а меня вместе с детьми отправили в лагерь для жен игиловцев. Мальчиков-подростков перевели в тренировочный военный пункт. Там детей избивали и пытали, если они отказывались подчиняться их приказам.

В лагере нормальных условий для жизни не было. Антисанитария, голод и болезни. Мои дети без конца болели. В палатке было очень холодно. Кутала их во все одежды и лоскуты одеяла. Вот так ночи и проводили.

Если бы знала, что нас ждет, ни за что не согласилась бы ехать вслед за первым мужем в Сирию.

Мы ехали туда, как роботы зомбированные. Верили в те сказки, которые нам в Интернете рассказывали. А когда приехали и сняли розовые очки, увидели, что там нет ни шариата, ни халифата, ни справедливости. Кровь, смерть и обман вокруг.

В лагере у одного из пленников мы попросили мобильный телефон, чтобы связаться с родными из Казахстана. Я позвонила родителям, попросила их о помощи. Мама обратилась в правоохранительные органы, а те, в свою очередь, – в посольство. Так мы благодаря спецоперации “Жусан” через некоторые время оказались в Казахстане. Моего мужа также экстрадировали из Сирии. Сейчас он находится в тюрьме. Его осудили на 7 лет. В мечеть я не хожу, как прежде, дома читаю намаз. С мужем мы развелись.

(Продолжение следует.)

Автор выражает признательность “Центру консультации и реабилитации при управлении по делам религий г. Алматы” за помощь при подготовке материала.

Если вы стали жертвой деструктивных религиозных сект, то можете обратиться за помощью по телефонам “горячей линии”: 8-701-120-75-70 (для мужчин) и 8-701-120-05-03 (для женщин). Вам окажут помощь абсолютно бесплатно. Анонимность гарантируется.

АЛМАТЫ