Главный финансист Болат ЖАМИШЕВ и министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ не пожалели выходного, чтобы, по их словам, обсудить с сельхозниками Восточного Казахстана фискальные новшества. Правда, говорили о них чиновники как о деле уже решенном.
Куда крестьянину деваться?
Главам крестьянских и фермерских хозяйств заявлено: с 2016 года их основной налог (единый земельный) увеличится в 1,5 раза. А сами хозяйства будут отформатированы по площади и доходу.
– Для крестьянских хозяйств, которые смогут платить единый земельный налог, вводятся ограничения, – заявил Болат Жамишев. – В северных и центральных областях площадь земли не должна превышать 3,5 тысячи гектаров, в южных и западных – 1,5 тысячи гектаров, для Южно-Казахстанской области – 500.
По доходам “линией отсечения” стала сумма 150 миллионов тенге. Будет валовый доход больше – придется платить с разницы 10 процентов в качестве подоходного налога. Зал на это отреагировал гулом недоумения: для среднего хозяйства, где сеют зерно, держат на пастбищах скот, заготавливают на сенокосах траву, 3,5 тысячи гектаров недостаточно. Но финансист заверил, что в эти рамки не впишется меньше двух процентов крестьян:
– Мы отсекаем 1,6 процента хозяйств, которые абсолютно неправомерно пользуются льготным налоговым режимом, я думаю, никто не скажет, что мы сделали что-то резко.
Налоговый прессинг
Для юридических лиц – крупных ТОО и предприятий – министры тоже приготовили сюрприз. Для них ставка земельного налога повысится с 2015 года минимум в 5 раз! Это вроде заставит использовать землю максимально эффективно. Глава Минсельхоза Мамытбеков пожаловался: только орошаемые земли должны давать продукции на триллион тенге, но на деле такую сумму страна получает от всего растениеводства:
– Огромные орошаемые массивы не используются по прямому назначению. Единственный способ решить проблему – ввести прямые налоги, и они должны быть существенными.
Насколько существенными? По словам главного сельхозника, в среднем платеж за каждый гектар вырастет с 7 тенге до 200. А это не в 5 раз, как обозначил министр Жамишев, а примерно… в 30! Но Асылжана Мамытбекова резкое повышение налога не пугает:
– Если на сено перевести, средняя урожайность – минимум тонна с гектара, средняя стоимость сена 10 тысяч тенге. Десять тысяч и двести тенге – что это? Никакой критической нагрузки не несет…
Нескрываемое недоверие
К слову, в фискальном ведомстве категорически отрицают желание заработать на повышении земельного налога. Болат Жамишев заявил: 27 миллиардов в бюджет от сельского хозяйства – это ничего. А министр Мамытбеков уточнил: налоговая нагрузка в целом останется прежней, но при этом упростится и станет прозрачной.
Картина маслом! Почему же фермеры восприняли ее, мягко говоря, с недоверием? По мнению главы крупного областного агроформирования Ержана НУРБАЕВА, в ряде районов хозяйства имеют огромные площади, но на них невозможно ничего вырастить. Почвы чрезвычайно бедные. С каких доходов платить за землю? Другой известный в регионе аграрий Сейлжан САЙЛАУБАЕВ просто продемонстрировал расчеты. По ним, по самым скромным оценкам, налоговая нагрузка на его предприятие увеличится на 168 процентов! Что тогда делать? Вариантов два: обанкротиться или повысить цену на свою продукцию.
Усть-Каменогорск