Дом для большой семьи
– Я пришел в дом-интернат для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в 9 лет. Это было большой удачей – попасть в уникальный центр к Шамилю Шакшакбаеву, где нас, детей с ДЦП и другими заболеваниями, учили жить обычной жизнью, радоваться, общаться, быть самостоятельными.
В 1999 году это был первый проект в республике по инклюзивному образованию: мы учились в обычной школе с обычными ребятами, участвовали в олимпиадах, спортивных соревнованиях, пели, играли на пианино и домбре, выезжали на фестивали, отдыхали на природе, – вспоминает Салимхан Сабитов.
В доме-интернате был комплексный подход к воспитанникам, педагоги и врачи, инструкторы по лечебной физкультуре развивали возможности каждого ребенка. Работали с ребятами и волонтеры, в том числе из международных организаций.
– Шамиль Тауфикович сажал воспитателей в инвалидную коляску и давал поручения: накрывать на стол, заправлять постель и делать другие вещи, сидя в ней. “Вы смогли – значит, и дети смогут, – таков был посыл нашего руководителя. – И не смейте мешать или помогать, увижу – уволю!”. И увольнял.
Шакшакбаев, сам вследствие тяжелого заболевания потерявший ноги и руку, понимал: жалость близких и окружающих сегодня сослужит ребенку медвежью услугу в его взрослой жизни, когда рядом не будет родителей или помощников.
– “Кто будет за тобой ухаживать, готовить еду, стирать вещи? Никому, кроме тебя, это не нужно. Так что учись и делай сам!” – говорил Учитель. И это работало: мы, например, сажали картошку. У нас нет комплексов, мы запросто знакомимся с людьми, – рассказывает Салимхан. – И у нас, действительно, был дом, в котором мы жили, как большая дружная семья. В других учреждениях, где мне довелось побывать, все-таки чувствуются казенный дух и акцент на медицинской составляющей.
Пандусы для галочки
После окончания дома-интерната Салимхан решил пойти по стопам отца, журналиста районной газеты, и поступил на отделение журналистики в местный вуз.
– Папа отговаривал, мол, работа в СМИ сложная, требует мобильности. Но я попробовал, писал в местные газеты. Также выезжал на чемпионаты по легкой атлетике для людей с особыми потребностями. После газеты работал в органах юстиции, потом – в городском Доме культуры, аппарате акима области. А сейчас руковожу проектным офисом “Кызылжар – адалдык аланы” при Антикоррупционной службе. Мы работаем над созданием комфортных условий для населения, искоренением бытовой коррупции, реагируем на обращения жителей области, – продолжает Сабитов.
– Вот только вернулся из города Булаево, где была угроза подтопления. Мы привлекли службу ЧС, в эти дни здесь установят трубы для выкачивания воды. В селе Дубровное сельчане не могли получить земельные паи. Вопрос решили в течение месяца. Были жалобы на уборку снега, на харассмент со стороны директора одной из школ. По Карте общественного контроля любой желающий может подать обращение. А когда при нашем содействии решается какая-то проблема, такую удовлетворенность от своего труда чувствуешь, – признается собеседник “КАРАВАНА”.
Благодаря ему и таким же неравнодушным североказахстанцам, среди которых – Владимир Эрман (см. “История казахстанца, получившего травму позвоночника и ставшего мастером спорта международного класса”, “КАРАВАН” от 29.07.2020 г.), в регионе улучшаются условия для людей с особыми потребностями.
– Несколько лет назад пандусы в зданиях устанавливали для галочки, неудобные и даже опасные. Неиспользуемое железо ржавело, выходило из строя. Сейчас ситуация меняется, хотя остается много открытых вопросов. В салонах красоты, у аптек, в зданиях госорганов появляются изготовленные по СНиПам пандусы, подъемники, дорожки для слабовидящих, указатели на шрифте Брайля. Также власти приобрели автобусы с широким дверным проемом, в который удобно въезжать на коляске.
Куда приводят мечты
Быть на связи и оперативно реагировать на обращения граждан Салимхану Сабитову помогает собственный автомобиль, переоборудованный под водителей с особыми потребностями.
– Шамиль Шакшакбаев в свое время сделал такую машину для себя и хотел, чтобы у каждого выпускника нашего дома-интерната была возможность управлять специально оборудованным транспортом. В советское время, например, выпускали “Запорожцы” для инвалидов.
Один из первых воспитанников Ерлан тоже переоборудовал машину и сейчас подрабатывает в службе такси в свободное от работы на ТВ время. Я до определенного момента особо не задумывался о своем автомобиле, это было какой-то отдаленной мечтой – водить машину, как здоровые сверстники.
В 2015 году я женился, и нам с супругой, которая также имеет инвалидность, было сложно передвигаться на общественном транспорте – долгое ожидание на остановках, особенно зимой, а потом толкотня в переполненных автобусах здоровья не прибавляли. И вот в один день Ерлан предложил прокатиться. После той поездки я решил научиться водить машину, – рассказывает Салимхан.
Молодой человек обратился к чиновникам с идеей выпускников дома-интерната – открыть на базе автошколы курсы для людей с особыми потребностями.
– Мне сказали, что мы первые, кто обратился по этому вопросу в регионе, где проживает 26 000 человек с инвалидностью, из них в городе Петропавловске – около 11 000. Больше 8 000 из них – с поражением опорно-двигательного аппарата. Чиновники пообещали содействие, если найду финансирование.
Между тем возможность самостоятельно передвигаться на личном авто решила бы для людей с инвалидностью кучу проблем, возможно, стала бы источником работы, например, в службе доставки и такси, – отмечает Сабитов.
Осуществить мечту удалось в 2018 году, когда при поддержке Ассамблеи народа Казахстана на конкурсе стартапов он защитил первый в стране проект по созданию автошколы для людей с особыми потребностями. А год спустя эта инициатива заняла 3-е место в конкурсе по социальному предпринимательству.
– Благодаря первой победе получил 2 миллиона тенге на реализацию нашего проекта. На эти деньги купил б/у машину “Лада Гранта” с механической коробкой передач. Но на механике оказалось сложно учиться – отвлекаешься много. А вскоре меня пригласили на молодежный форум в столицу, где я рассказал о первом опыте. Меценаты пожали мне руку, а один из них подарил новый автомобиль с автоматической коробкой передач, хотя я ничего не просил!
Эту машину мы отправили в Челябинск на автозавод, имеющий лицензию на переустановку оборудования под нужды людей с инвалидностью. В районе руля установили механизмы торможения и газа.
И стало гораздо легче обучать курсантов с особыми потребностями, – делится с нами Салимхан и добавляет, что стоимость переоборудования не столь высока – 150 000 тенге.
Больше терпения, водители!
Но не обошлось без сложностей – многим желающим обучаться в новой автошколе отказывали медкомиссии.
– У ребят не функционировали руки-ноги, и врачи отказывали им в праве на вождение. Я сам 2 года не мог получить разрешение, доктора говорили: “У вас только левая рука работает!”. – “Но я же готовлю как-то, убираю, стираю!”. –
“Да, но у нас закон, регламент”. В итоге все-таки дали разрешение на вождение. Может, по новостям увидели результаты работы нашей автошколы, узнали, что мы успешно выпустили на тот момент 17 учащихся, 7 из них – с инвалидностью. “Будем бороться до конца!”: как двойняшки с ДЦП стали предпринимателями
Я горжусь тем, что нам удалось сделать. Хотя, честно скажу, когда первый раз сел за руль, вспотел – очень волновался. Хорошо, что инструктор попался терпеливый. Потихоньку я и наши ученики привыкали к технике, габаритам, разворотам-поворотам, учились чувствовать машину. И экзамены мы сдавали наравне со здоровыми курсантами в спецЦОНе, который приобрел специально оборудованный автомобиль для людей с особыми потребностями, – говорит Салимхан.
Собеседник рассказывает, как приезжал поддерживать учеников автошколы:
– Катя, наша выпускница, всегда мечтала ездить на автомобиле. А когда в первый раз села за руль, испугалась. “Не смогу”, – говорит. Я в таких ситуациях приезжаю и подбадриваю ребят. Так мы проезжаем несколько метров, и потом уже новоиспеченные автолюбители обретают веру в себя.
А вот со стороны других водителей мы часто видим непонимание, нетерпеливость. Человек едет на машине со значком инвалидности по правой полосе, как предписывают ПДД, не выше 40 километров в час, но другие участники движения нервно сигналят. И люди теряются…
Не подрезайте крылья!
Сабитов планировал расширить географию проекта.
– Нас поддержали в Западном Казахстане – Актау, Жанаозене, где бизнесмены были готовы отдать простаивающие в гаражах машины. Подхватили идею Усть-Каменогорск, Кокшетау, Костанай и столица, большой спрос есть в Южно-Казахстанской области, Шымкенте. Но пандемия спутала планы…
Также я хочу открыть таксопарк и трудоустраивать людей с инвалидностью. Причем это будут услуги, соответствующие самым высоким стандартам, а водители будут в белых рубашках и черных галстуках, – рассказывает Салимхан. – Любой проект поначалу трудно воплощать. Но наш наставник научил нас не бояться преград. 80 выпускников дома-интерната Шакшакбаева получили среднеспециальное и высшее образование, работают, создали семьи. Учитель подарил нам крылья, которые помогают нам жить и творить, только не обрезайте нам эти крылья. Я, например, предлагаю ввести подкатегории водителей среди лиц с инвалидностью.
– Всё возможно, мы видим это на примере Ника Вуйчича, который, не имея рук и ног, управляет машиной с помощью голоса. Мы тоже должны стремиться к расширению возможностей людей с особыми потребностями, – сказал нам на прощание Салимхан Сабитов и поспешил домой, где его ждали любимая супруга и маленькая дочь.
НУР-СУЛТАН – ПЕТРОПАВЛОВСК