Быль о потерянном времени
Дело рассматривали в Есильском суде Нур-Султана, то в режиме зум-конференции, то по видеосвязи через WhatsApp. Суд выслушал все стороны.
– Географически наша область находится в часовом поясе UTC+4, но фактически с 2004 года мы живем в часовом поясе UTC+6 и тем самым опережаем свое поясное время на 1 час 46 минут, – рассказала суду руководитель группы активистов Ольга ВЕДЛЕР. – Мы устали просыпаться в темноте, когда дети идут в школу с фонариками. Мы устали проживать не свою жизнь. В 2014 году местная газета проводила опрос, и 60–65 процентов жителей голосовали за возврат области природного времени. Тогда вопрос о возврате в парламенте инициировала депутат Ольга Киколенко, но не смогла убедить правительство. Видимо, потому что была одна. Через несколько лет всё поменялось, и та же газета выдала уже другие результаты опроса: якобы больше половины населения – против перевода.
По словам Ольги Ведлер, их инициативная группа собрала более 3 500 подписей жителей, желающих вернуться в свой часовой пояс. В то же время для возврата Кызылординской области хватило 2 000 подписей. Аким области Архимед МУХАМБЕТОВ обещал изучить этот вопрос, но всё свелось к тому, что костанайцам просто запрещают жить по природному времени.
– Я 40 лет проработала врачом, – сообщила на суде заслуженный врач РК, педиатр высшей категории Купей МАЛЬЧУБАЕВА. – Сейчас нужно говорить о детях, которым сложно вставать по утрам, о ночных дежурствах врачей, о том, что они идут на работу к 8 утра.
– В наш комитет Ольга Ведлер обращалась в 2020 году с вопросом о том, как перевести Костанайскую область в свой часовой пояс, – рассказала в суде представитель комитета технического регулирования и метрологии министерства торговли и интеграции Айгерим ЖАНДИНОВА. – Но мы не можем сами изменить время, нам нужна единая позиция по этому вопросу, поэтому запросили мнение у специалистов нескольких министерств: здравоохранения, образования и науки, финансов, национальной экономики. Но они давали разные рекомендации: одни были за перевод стрелок, другие – против, мы не пришли к единому мнению. Поэтому этот вопрос до сих пор в работе. Мы рекомендовали акимату Костанайской области провести научные исследования по этому вопросу. Они нам ответили, что этот вопрос перенаправили в маслихат области.
В то же время защитник активистов поинтересовался у представителей комитета технического регулирования и Института стандартизации и метрологии, что они сами думают о переводе Костанайской области в часовой пояс UTC+5, насколько справедливо требование истцов?
– В начале сентября прошлого года заместитель руководителя канцелярии премьер-министра РК дал поручение вашему комитету провести исследования по этому поводу, – отметил адвокат истцов Сергей КОТЛЕВСКИЙ. – Вы их провели? Как считаете, должны ли области вернуть природное время?
– Мы исследования не проводим, поэтому перенаправили этот вопрос в акимат области, – повторила Айгерим Жандинова. – Они сообщили, что у них в бюджете нет средств на проведение научных исследований, поэтому отдали этот вопрос на исполнение маслихатам. Они провели голосование, опросы. Поддерживаю ли я перевод времени? Нам разницы нет, у нас работа механическая. Если в области решат, что нужно перевести время, мы стрелки поменяем.
– По формальным признакам Костанайская область находится в часовом поясе UTC+4, – добавил представитель Института стандартизации и метрологии Марат КОМХАНОВ. – Но, чтобы ее туда вернуть, нужно, чтобы жители были согласны. И согласовали свою позицию с властями.
– Почему в 2004 году, когда вы перевели нашу область в часовой пояс UTC+6, вас не интересовало мнение населения? – возмутилась Ольга Ведлер. – Это было сделано волевым решением, а сейчас всё упирается в мнение людей!
– В Кызылординской области был запрос от населения не только в 2018 году, но и в 2016–2017 годах, – продолжил Комханов. – Для возврата часового пояса вносили изменения в постановление правительства, это очень длительный процесс. Он может занять от полугода до года. Я думаю, всем нужно взять тайм-аут, чтобы еще раз изучить этот вопрос, провести научные исследования. Если население плохо себя чувствует в нынешнем времени, то никто – ни акимат, ни институт – не могут быть против перевода. Позиция населения здесь все-таки важна. Возможно, стоит еще раз провести общественные слушания.
Лучше поздно, чем никогда
Представители министерства за время процесса не раз подчеркивали, что мнение населения важно и нужны общественные слушания. Но только вот они не знают, как в реальности они проходят в регионах.
– На общественных слушаниях, которые прошли в Костанае, противники перевода стрелок пытались убедить, что наши дети, “просыпаясь в 5 утра, бодры, здоровы и веселы”, – рассказала Ольга Ведлер. – Но так могут говорить только те, кто не разбирается в вопросах природного времени или хочет угодить местным чиновникам.
– В процессе этих слушаний стало ясно, что спикеры ни в зуб ногой по теме природного времени! – возмутился еще один участник процесса, костанаец Аркадий ДЕНИСОВ. – И они еще опрашивали население! Общее невежество разрешается путем голосования, ничего глупее не придумаешь. Опрашивали людей, которые представления не имеют о биоритмах, что всё живое солнцезависимо. Раньше таким просвещением занимались центры ЗОЖ, сейчас они существуют просто для галочки.
В свою очередь представитель аппарата акима Костанайской области Максат МАДЕНОВ привел результаты опроса населения, озвученные на общественных слушаниях: 58,9 процента проголосовали против перевода области в свой часовой пояс. За – 36,3 процента, воздержались – 4,8 процента. Протокол слушаний есть в областном маслихате, который занимался организацией общественных слушаний. Поэтому иск о переводе области в свой часовой пояс считаю ненадлежащим и прошу в иске отказать, с учетом мнения жителей области.
На уточняющие вопросы судьи о том, как конкретно проводился опрос, все ли жители голосовали, Маденов ответил: “Опрос проводился в онлайн-режиме во всех сферах, где охват составил максимальное количество населения”, участвовало в нем 44 506 человек. А судьи кто?
В области проживает более 863 000 человек. Опросили примерно 20-ю часть населения региона. Но главное, по мнению истцов, заключается в том, что даже такое количество людей нельзя опрашивать, если они не понимают сути проблемы.
– Опрос, о котором говорит представитель акимата, проводился с формулировкой: поддерживаете ли вы сезонный переход времени? – сказал член общественного совета, предприниматель из Житикары Руслан МАМЕДОВ. – Люди не понимали, что это означает. Они думали, что это переход на летнее и зимнее время, поэтому и отвечали, что детям будет сложно 2 раза в год перестраиваться.
– Маслихаты, в которые акимат Костанайской области перенаправил вопрос о необходимости перевода региона в свой часовой пояс, не могут проводить опросы, участвовать в подготовке общественных слушаний, – подчеркнул член общественного совета Кызылординской области, инициатор перевода этого региона в свой часовой пояс Болат НУРХОЖАЕВ. – Это запрещено Законом об общественных советах. Кстати, они являются лишь консультативно-совещательными органами и не могут принимать решения. Они вправе давать рекомендации, а местный исполнительный орган может признать их необоснованными, а уж комитет техрегулирования – тем более!
По словам кызылординского активиста, в 2018 году, когда Кызылорду возвращали в часовой пояс UTC+5, всё было по-другому. Члены общественного совета провели мониторинги, заручились мнениями экспертов, а только потом проводили опрос. Но и при такой подготовке суть вопроса не понимали даже депутаты. Им приходилось объяснять, что такое декретное, поясное, зимнее, летнее время. Как можно спрашивать об этом простых жителей, которые в этом не разбираются?
– Местная власть поставила общественный совет Костанайской области в такое положение, что они всё решили за 30 минут, – добавил Болат Нурхожаев. – Вопрос исчисления времени – не вопрос демократии. Это вопрос науки и медицины. Хочу отметить, что его сейчас изучает врач-гигиенист высшей категории, врач-педиатр высшей категории, сенатор Акмарал Альназарова, которая сначала тоже была против перевода, но, когда разобралась, стала обеими руками за. Что говорить о простых людях?
По словам активиста, вице-министр торговли и интеграции Бахыт Султанов сейчас создает рабочую группу по вопросу о природном времени. Он пообещал включить и кызылординца, потому что это не вопрос Костанайской области, а всей страны. Есть биологические ритмы, по которым нужно жить. Как с этим можно спорить? Стандарт времяисчисления утвердили на Международной меридианной конференции еще в 1884 году.
– Когда нас закидывали в другой часовой пояс, нас тоже ни о чем не спрашивали, – добавил Болат Нурхожаев. – Мне пришлось изучать этот вопрос 6 лет. Тогда я выяснил, что у нас один хронобиолог и несколько сомнологов на всю страну! Откуда такие специалисты в Костанайской области?
Стрелки перевели на народ
– Доводы истца, по сути, сводятся к установлению прежнего природного времени на территории Костанайской области, что не относится к компетенции суда, – сообщила судья Даржан ХАКИМОВА. – Для решения этого вопроса должна быть поддержка большинства жителей области. Маслихаты как раз выражают волю населения, с учетом государственных интересов. Согласно протоколу опроса, приобщенному к материалам дела, большинство жителей Костанайской области признали перевод времени нецелесообразным. Этот протокол не оспорен и не обжалован. Что касается негативного влияния проживания жителей в часовом поясе UTC+6, то доводы истца не были подкреплены научными исследованиями.
По словам Сергея Котлевского, им уже направлено заявление в прокуратуру на действия общественного совета, который провел слушания с нарушениями. Также будет обжаловано и решение суда. Но на этом инициативная группа не остановилась и создала петицию по возврату области в свой часовой пояс на имя Президента страны. Работа будет продолжаться, а "КАРАВАН" – и дальше информировать своих читателей.
КОСТАНАЙ