Для уральцев новость о закрытии фабрики стала шоком. “Диана” – уникальное производство, успешно работало больше 80 лет, могло бы предоставить 1 500 рабочих мест.
– Я застала фабрику во время ее расцвета, – говорит бывший инженер-технолог пошивочного цеха Александра ДАУТОВА. – Она в советские времена входила в первую пятерку ведущих предприятий республики. Работали мы в две смены, шили все: школьную форму, мужские брюки, куртки и плащи.
Не уменьшило объемов предприятие и после распада СССР.
– Нам повезло: незадолго до этого на фабрику прислали новое японское оборудование, – объясняет Александра Даутова. – Швеям было на чем работать, поэтому никто не думал о закрытии. Мы превратились в акционерное общество, поделили акции между собой, шили рабочую одежду и форму для школьников, получали стабильную прибыль. Даже решили выйти на экспорт. Чтобы привлечь партнеров, переименовали фабрику на более современный лад в честь Дианы Тривии, богини домашнего очага.
Интересное постпрошлое
А вскоре директор фабрики Валентина ШАРИНА случайно познакомилась с дизайнерами из США. И в 1997 году они заключили с ней контракт. Причем на 10 лет сразу, в объеме 100 тысяч пальто в год под лейблом made in Kazakhstan. Для провинциальной фабрики это был невероятный результат, особенно по меркам 90-х. “Дианой” заинтересовались предприниматели из Алматы, предложившие Шариной выкупить предприятие.
– Мы сразу согласились, – говорит Александра Даутова. – Хоть и начали работать по рыночным законам, менталитет был советский. Не понимали значения акций, а потому быстро заключили сделку.
– Нам обещали сохранить фабрику, – добавляет Валентина Шарина.
Никакого будущего
Первое время так и было. Новые владельцы предприятия поощряли сотрудничество с Америкой, потом запустили серию постельного белья, которое поставлялось в 80 городов России. По-прежнему шили спецодежду и школьную форму по госзаказу.
Казалось, компания процветает. Но в 2010-м руководство объявило: фабрика на грани банкротства, штат сотрудников пришлось сократить до ста человек. То есть объем производства сократился от первоначального почти на 93 процента! Чтобы помещение не пустовало, первый этаж предприятия сдали под магазины. А 20 декабря 2012 года швейное производство окончательно закрыли.
Как одно из крупнейших производств региона стало банкротом? Администрация предприятия отказалась от комментариев.
– Владельца сейчас нет в городе, – сообщили нам по телефону. – Без него мы не вправе комментировать ситуацию. Все, что можем сказать: на месте фабрики скоро откроется торговый дом. Сейчас идет реконструкция помещения.
А в отделе предпринимательства Уральска “Каравану” заявили, что проблема “Дианы” к ним не относится. Хотя фабрика обеспечивала рабочими местами несколько сотен человек. К слову, что будет с уволенными швеями, тоже неизвестно.
Помогаем Киргизии?
Особенно грустно версия банкротства выглядит на фоне скандалов в области, связанных с низким качеством школьной формы.
– На один школьный костюм из бюджета Уральска выделили 3 850 тенге, – объяснила руководитель городского отдела образования Жансулу ТУРЕМУРАТОВА. – Форма, пошитая на такую сумму, не может быть качественной. В нашем городе желающих выполнить госзаказ не нашлось, пришлось заказывать в других регионах. Если бы уральские швеи взялись за пошив формы, проблем было бы меньше. Мы бы экономили на поставке.
К слову, по данным агентства “РБК”, 60 процентов школьников Казахстана носят одежду, сшитую в Киргизии, что увеличивает киргизский бюджет на 2 процента. Соседям закрытие наших фабрик явно на руку.
Уральск