Армейский долг Молдавии
Казахстан данный вопрос также не обошел стороной. Правда, все больше пишут о тех, кто принял наше гражданство. Но ведь есть и казахстанцы, которые выступали или выступают за другие страны. У каждого из них были свои мотивы для переезда за границу.
Первые легионеры появились еще в СССР. Правда, тогда миграция между республиками не воспринималась как что-то из ряда вон выходящее. Граждане Советского Союза без проблем меняли Азербайджан на Киргизию или Россию на Украину. Вот только спортсменов отпускали в другую республику неохотно. Тогда очень престижными были Спартакиады народов СССР, где существовал общий медальный зачет по республикам, и выиграть его было очень престижно. Поэтому переезд происходил, как правило, по причинам, не связанным напрямую со спортом.
К примеру, наш известный спринтер Гусман Косанов, уроженец Семипалатинской области, выиграл серебряную медаль в эстафете 4х100 м на Олимпиаде-1960, представляя Молдавию. Там он задержался после службы в армии, вернувшись домой спустя два года после Игр, сделавших его знаменитым.
Непродолжительный роман
Легендарная советская гимнастка Нелли Ким побеждала на Олимпийских играх как в качестве казахстанской, так и белорусской спортсменки. В 1976 году в Монреале 19-летняя Киманелли, как звали ее в сборной, выиграла сразу три золотые медали – в вольных упражнениях, опорном прыжке и в командном первенстве, а в многоборье стала обладательницей серебряной награды. На тех соревнованиях Ким представляла город Чимкент и общество “Спартак”. Однако спустя четыре года в Москве она выступала уже как гимнастка Вооруженных Сил из Минска. Но казахстанцы считали Нелли, завоевавшую на Играх-1980 еще две медали высшей пробы – в вольных упражнениях и командном первенстве, – своей.
О причинах переезда в Белоруссию Ким в своей автобиографии “Счастливый помост” написала крайне скупо: “Вскоре я переехала в Минск. Никогда не думала, что так скоро покину родной дом”.
В интервью “КАРАВАНУ” Нелли Владимировна рассказала чуть больше: “Мой муж Владимир Ачасов тоже был гимнастом и жил в Белоруссии. Его тренер посчитал, что я еще не полностью реализовала себя в гимнастике и у меня сохранился потенциал. Так оно и оказалось”. Правда, этот брак распался уже после Московской Олимпиады.
Шаг назад
Правда, не всегда смена местожительства оказывалось удачным решением. Так, чемпион мира 1969 года и бронзовый призер Олимпиады-1972 по фехтованию Игорь Валетов остался разочарован переездом из Алма-Аты в Минск.
– В 1974 году переехал из Алма-Аты в Минск, и со временем стало понятно, что совершил ошибку, – рассказывал “КАРАВАНУ” Валетов. – Этот переезд не стал для меня, как ожидалось, шагом вперед в карьере. Напротив, со сменой обстановки я что-то потерял. В Минске я не был чужим, но и своим по-настоящему не стал. Так ли необходим был переезд? Сначала казалось, что да. Главным аргументом была удаленность Алма-Аты от центра, много времени приходилось тратить на дорогу до Москвы. Да и сборная Белоруссии была посильнее казахстанской, поэтому спарринги в Минске были получше.
Серебряный “Тихий”
С развалом Советского Союза перед многими спортсменами встал выбор, честь каких новообразованных стран им защищать. Тогда многие еще ассоциировали себя с одним государством – СССР, поэтому большой разницы между бывшими республиками не делали. Играть предпочитали там, где выше уровень. В данной ситуации винить их в отсутствии патриотизма нет смысла. К примеру, что мог дать Казахстан своим ведущим баскетболистам, поигравшим на крупнейших турнирах в составе сборной СССР? Ведь в республике не было на тот момент своей национальной команды. Запрещать им играть за ту же сборную России – значит ставить барьер на их развитии как профессиональных спортсменов.
Олимпийский чемпион Сеула, дважды вице-чемпион мира Валерий Тихоненко в 1990 году уехал из алма-атинского СКА в Испанию. Спустя три года он вернулся назад. В Казахстане на тот момент не было ни СКА, ни, собственно говоря, большого баскетбола. Поэтому Тихоненко отправился в московский “Спартак”, откуда на следующий сезон перебрался в самарский ЦСК ВВС. Стал Валерий выступать и за сборную России, с которой в третий раз в карьере выиграл серебряные медали чемпионата мира в 1998 году. Однако связи с Казахстаном Тихоненко никогда не терял. В свое время в российском чемпионате выступал БКТ (Баскетбольный клуб Тихоненко) “Отрар”, а сейчас Валерий Алексеевич занимает пост генерального директора БК “Астана”.
Прогадал
С игровыми видами спорта в суверенном Казахстане была просто беда. В чемпионате СССР играла, как правило, только одна команда, которая была, по сути, сборной республики. Когда Союза не стало, ей просто оказалось не с кем соревноваться. В такой ситуации оказался и регбийный СКА из Алматы.
– В 1992 году, когда Союз начал разваливаться, один из тренеров сборной СССР сказал, что есть варианты за рубежом, и я уехал во Францию, – делился с “КАРАВАНОМ” воспоминаниями обладатель Кубка и призер чемпионатов СССР, игрок сборной Союза Марат Уанбаев. – Со мной тогда поехали еще три человека.
Впоследствии Марат тоже играл за сборную другой страны, но остался разочарован этим.
– Какое впечатление осталось от сборной России? Низкий уровень. Прогадал я, когда принял предложение россиян. Подождал бы годик – и играл бы за сборную Франции. Я смело мог туда попасть – мои одноклубники, игравшие не лучше меня, защищали ее цвета. Я же был заигран за сборную России. Все-таки, чтобы стать чемпионом мира, нужно выступать за Францию, Новую Зеландию или другие ведущие сборные. Одну игру я за французов провел, но это был неофициальный матч со сборной мира.
Атакуя Шумахера
А вот известный футболист Владимир Нидергаус поиграл и в сборной Казахстана, и в сборной России. До того, как перейти из “Кайрата” в волгоградский “Ротор”, он трижды выходил на поле в футболке нашей национальной команды. Правда, то были неофициальные поединки, поскольку Федерация футбола Казахстана еще не была полноправным членом ФИФА.
Нидергаус стал автором первого в истории гола сборной Казахстана, поразив ворота национальной команды Туркменистана 1 июня 1992 года. Тот матч на Центральном стадионе Алма-Аты хозяева выиграли со счетом 1:0. Проведя еще поединки с Ливией и Узбекистаном, Нидергаус уехал на чемпионат России. Там он стал ведущим игроком “Ротора”, который не раз становился призером чемпионата страны, выступал в еврокубках, выбивал оттуда “Манчестер Юнайтед”, а сам Владимир забивал на “Олд Траффорде”.
В конце концов Нидергаус дождался приглашения в сборную России. Дебют пришелся на товарищеский матч со сборной мира, который прошел в Санкт-Петербурге 7 августа 1994 года и был посвящен закрытию Игр доброй воли. В том матче Нидергаус отыграл первый тайм, не раз опасно атакуя ворота самого Тони Шумахера – знаменитого вратаря сборной ФРГ.
Спустя десять дней подопечным Олега Романцева предстоял еще один товарищеский поединок, на сей раз в Клагенфурте со сборной Австрии. Нидергаус появился на поле только за семь минут до финального свистка, когда счет стал 3:0 в пользу сборной России. Это был последний матч воспитанника кокшетауского футбола в российской команде.
Вернувшись в Казахстан, Нидергаус съездил в Иорданию, где наша сборная под руководством Воита Талгаева сыграла контрольный поединок с соперниками из Саудовской Аравии. На этом отношения одного из самых ярких отечественных нападающих последних десятилетий с различными сборными закончились.
Народный герой Киргизии
В последнее время главная причина смены гражданства – невозможность пробиться на родине в состав сборной или желание продлить свою жизнь в спорте.
16 сентября 2000 года вошло в историю киргизского спорта как день, когда была завоевана первая отечественная медаль на Олимпийских Играх. В Сиднее в турнире дзюдоистов в весовой категории до 60 кг бронзовую награду выиграл Айдын Смагулов. Он никак не мог закрепиться в сборной своей страны и незадолго до Олимпиады сменил гражданство.
– Когда определяли состав сборной по дзюдо на Олимпиаду, в спорткомитете был настоящий скандал по поводу того, кого включать в заявку, – рассказывал “КАРАВАНУ” заслуженный тренер СССР Алексей Атаев. – Смагулов и Базарбек Донбай были, в принципе, равными по силам. Но тренером сборной был личный наставник Донбая. Тогда я посоветовал Айдыну выступить за Киргизию. Сделали ему киргизское гражданство, и он стал бронзовым призером, а наш спортсмен занял пятое место.