Кредо профессора Абдуллаева - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кредо профессора Абдуллаева

Кредо профессора Абдуллаева

Центральной городской клинической больнице Алматы в этом году исполняется полвека.

  • 22 Марта 2021
  • 947
Фото - Caravan.kz

О нюансах работы в ее стенах рассказывает профессор, доктор медицинских наук Марат АБДУЛЛАЕВ.

– Пандемия, вызванная коронавирусом, показала, что все мы должны измениться. Дай бог, чтобы эта беда поскорее прошла, хотя впереди много работы по изучению последствий и осложнений, которые принесла с собой эта болезнь, – говорит доктор. – Но сейчас о другом. В этом году мы готовимся отметить 50-летие больницы. В ее стенах работали многие видные ученые, клиницисты, практические врачи. Я имею честь здесь трудиться с 1989 года и по сей день, это 32 года жизни. Полвека – целая эпоха в развитии здравоохранения.

Мне повезло работать под руководством известных и замечательных организаторов здравоохранения – Абдибека Турабаева и Есентая Тажиева, благодаря которым наша клиника стала настоящей Центральной больницей Алматы. Здесь работали: мой отец – хирург, доктор медицинских наук, профессор, мой брат – маммолог-онколог, сестра – эндокринолог, моя дочь – гастроэнтеролог. Так что, “Централка”, как ее называют, стала для нашей семьи знаковым учреждением. И я, начав свою практику обычным врачом, затем возглавил отделение, а потом, в 2012 году, и больницу.

В 2019 году здесь вновь был воссоздан Центр колопроктологии города, которым я сейчас руковожу. У нас пока всего 4 врача, а поток пациентов большой.

В неделю проводим порядка 35 операций. Вообще история развития проктологии и колопроктологии (науки, изучающей болезни толстой, прямой, ободочной кишки и заднего прохода) в Алматы начиналась еще в 60-х годах прошлого века. Я пришел в это отделение в мае 1989 года, сразу после учебы в Москве. Пока заведовал им, всем моим коллегам и ученикам удалось защитить кандидатские диссертации. А двое стали докторами наук. Этим я очень горжусь. Сейчас они руководят крупными медицинскими центрами в разных странах. Один – в Московской области, другой – Бишкеке, третий – Баку, четвертый – в Ташкенте. Много моих парней работают на родине. Для меня это радость, что мы нашли возможность заниматься здесь не только ежедневной практической деятельностью, но и научной работой.

Но сейчас меня порой преследует ощущение, что в связи с карантином нам всё надо начинать сначала. Потому что поменялись требования к жизни, и мы должны создавать всё более интенсивные методы лечения. В области колопроктологии на повестку дня теперь выходят болезни, которых раньше было мало.

Люди стали дольше жить, и пациентов пожилого и преклонного возраста становится всё больше.

Мы должны думать об этом. Допустим, дивертикулярная болезнь толстой кишки (множественные выпячивания стенки толстой кишки) всегда была распространенным заболеванием, а сейчас количество таких пациентов увеличилось в разы. Больные поступают с кровотечениями, осложнениями. И мы должны разрабатывать новые методы лечения и учить уважаемых коллег амбулаторного звена вовремя диагностировать эти заболевания.

– Однажды я услышала такую фразу: кишечник – как второй мозг. Мол, даже внешне они похожи. Когда исправно работает кишечник, тогда у человека ясный ум.

– Не совсем корректное сравнение, потому что в нашем теле нет второстепенных органов. Все важны. Будучи колопроктологом, я лечу не просто кишечник, но в целом болезнь человека. В центре мы развиваем и совершенствуем, к примеру, пластические операции на прямой кишке, особенно у женщин с последствиями травм промежности при родах. Там ведь бывают самые разные осложнения: запоры, недержание кишечного содержимого… Операции непростые, требующие вдумчивого, серьезного технологического решения. За эти 32 года мы прооперировали порядка 3 000 таких женщин, и молодых, и почтенного возраста. Но все они – женщины! Если не может удерживать кишечное содержимое, это же инвалидность.

Человек не может выйти в магазин, в свет, не может пойти пообщаться с подругами, потому что стесняется запаха, который от нее исходит. К сожалению, эти грубые проявления перенесенных травм нередко приводят к распаду семьи.

И мы возвращаем таких пациенток к нормальной общественной и семейной жизни, восстанавливаем мышечный каркас прямой кишки и наружных половых органов. И уже стольким женщинам вернули их благополучие и счастливую жизнь! Я горжусь тем, чего достиг вместе с коллегами.

А порой бывает сочетание разных болезней! Допустим, геморрой и проблемы, связанные с гинекологией. И часто приходится решать, что делать в первую, что – во вторую очередь, или оперировать всё сразу. Поскольку я очень непросто отношусь к своей работе, ценю ее, никому из коллег не позволяю относиться к ней пустяшно.

– Вы по-прежнему в 7 утра на работе?

– Конечно.

– И по-прежнему уходите домой после 8 вечера?

– Нет. Сейчас я уже “большой” и стараюсь попасть домой вовремя. Не зря же отказался от того, чтобы возглавлять эту больницу. Надо давать дорогу молодым. Надеюсь, что еще долго смогу приносить пользу именно на своем любимом поприще. Делаю это с удовольствием! Как с удовольствием путешествую. Я меломан, и в период отпусков, когда выпадает такая возможность, совмещаю путешествия с посещением концертов мировых знаменитостей. Был, например, на концерте Элтона Джона в Москве, на концертах Фила Коллинза, Джорджа Бенсона, Бейонсе. Через Интернет покупаю билеты во всемирно известные музеи. Так, когда приходишь в музей Прадо или Ватикана, там перед входом обычно большая очередь. А когда приобрел билет заранее, попадаешь намного быстрее. Так с семьей я объездил много стран. Детей и внуков начинал возить с 3-летнего возраста. Их у меня по трое: 2 дочери и сын, 2 внука и внучка.

Что же касается нашей работы, мы ставим перед собой большие задачи. Вот разработали новый метод лечения свищей прямой кишки и начали его внедрять. Прооперировали уже 14 больных. Результаты неплохие. А это ведь очень распространенное заболевание – как правило, исход парапроктита, гнойного воспаления околопрямокишечной клетчатки. Часто не бывает возможности сделать радикальную операцию сразу. И возникает необходимость повторного вмешательства. Главное тут – избежать осложнений и сохранить анатомические структуры запирательного аппарата прямой кишки, чтобы не страдала функция держания кишечного содержимого.

– От этих проблем люди сильно страдают?

– Конечно! И нам надо купировать болевой синдром, другие неприятные осложнения, чтобы после операции человек выходил с минимальными психологическими потерями.

– Почему психологическими?

– Потому что есть ложный стыд. Человек ведь страдает не только от боли, но и стесняется своей болезни заднего прохода. Ну а мы, имея в арсенале современные мощные препараты, стараемся обеспечить ему минимальные психологические потери и рационально назначать лекарства. И, конечно же, самая большая радость – когда человек выписывается от нас с улыбкой.

– Часто ли гибнут от колопроктологических проблем?

– При запущенной форме таких болезней, как рак прямой или ободочной кишки, да. Есть и другие, первично хронические сложные болезни, к примеру, язвенный колит, болезнь Крона. К сожалению, все они встречаются часто. И задача любого человека и гражданина – вовремя обратиться за квалифицированной врачебной помощью, но не к знахарям. А то люди порой получают совершенно экзотические методы лечения. Когда же речь идет о здоровье, тут не место экзотике, надо выбирать цивилизованное лечение.

– Есть такое убеждение, что наши мысли влияют на здоровье внутренних органов. У кого чаще встречаются проблемы с кишечником?

– У всех. Дело в том, что всё связано с образом жизни. Когда мы привыкаем есть каждый раз, как в последний раз в жизни, к тому же едим непомерно жирную, перченую, соленую пищу, надо понимать, что это отразится на состоянии органов желудочно-кишечного тракта. Во всем надо знать меру. Хотя есть люди, которые не могут себе в этом отказать, а потом сильно страдают. Кроме того, надо избегать избыточных физических нагрузок, которые приводят не только к проктологическим, но и к другим недугам. Вообще надо стараться выбирать самую обычную пищу. Ее ведь тоже можно приготовить вкусно.

– Вы для себя какие блюда выбираете?

– Мое любимое блюдо – кефир. Часто дома мы его делаем сами. Покупаем молоко, закваску и готовим не только кефир, но и домашний йогурт. Я отказался от магазинных, потому что они не такие вкусные, да еще и продаются по такой высокой цене.

Еще рекомендую всем обязательно включать в пищевой рацион и детей, и взрослых не менее 100–400 граммов овощей в сутки. И когда есть возможность выбрать гарнир к мясу, рыбе, птице, предпочтение надо отдать именно овощам, причем самым обычным: тыкве, моркови, капусте, свёкле.

И овощи должны быть не маринованные, не соленые, а паровые, отварные, тушеные, печеные. За счет своей растительной клетчатки они заставляют работать кишечник. Его транзитная функция улучшается, и переработанная пища хорошо эвакуируется из организма. Этому способствуют и кисломолочные продукты, в которых содержатся специальные бактерии, позволяющие бактериям кишечника лучше справляться с функцией переваривания. Это же уберегает и печень от излишних нагрузок и благотворно сказывается на других процессах в организме.

Есть кисломолочные продукты – моя давняя привычка. Я рос у бабушки с дедушкой. И ажека специально для меня делала домашний кефир и айран. Я ел их после сна и перед сном.

– А можете объяснить мусульманскую традицию омовения с кумганом?

– Это очень хорошая традиция, когда люди тщательно следят за гигиеной, и не только заднего прохода. При этом мусульмане же совершают и омовения других частей тела, в том числе и наружных половых органов. Другое дело, что это надо делать правильно. Желательно при этом использовать не только чистую воду, но и хорошее туалетное мыло, чтобы удалить все загрязнения с интимных мест. Это не дает развиваться инфекциям и воспалительным процессам, предохраняет от многих осложнений и позволяет человеку чувствовать себя комфортно.

АЛМАТЫ