Российский писатель и публицист Роман Антоновский считает, что проблемы взаимоотношений России и Средней Азии во многом основаны на слабости российской «мягкой силы», передает Caravan.kz.
«Через безвизовый режим к нам попадают толпы неквалифицированных, плохо говорящих на русском нелегалов и криминалов, а в самих странах отсутствует системная работа с местной элитой», — пишет Антоновский в публикации интернет-газеты «Ридус».
Для начала дадим небольшое пояснение термину «мягкая сила»:
Мягкая сила — это форма политической власти, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение.
По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую или косвенно на мировую политику и деловые связи.
Но вернемся к точке зрения российского публициста.
Антоновский убежден, что элиты среднеазиатских государств должны обучаться в российских вузах, получая там не только хорошее образование, но и правильный идеологический заряд. А затем, по его словам, они будут составлять основу пророссийского правительства и бизнес-элиты.
«Так работает Запад, арабские страны или Турция, прозападные, исламистские или протурецкие политики прошли обучение в соответствующих странах», — приводит пример Антоновский.
Но в заключение своей статьи писатель делает акцент на проблематике российского культурного влияния в Казахстане, Узбекистане и других государствах региона.
«В Средней Азии, да и во всем СНГ, смотрят трансляции российских федеральных каналов, где сплошь сериалы про ментов и бандитов, брызганье слюной престарелых маразматиков в дебатах у Соловьева и программы уровня «Пусть говорят» с маньяками, извращенцами и маргиналами.
Сравните все это с турецкими сериалами уровня «Великолепного века», где показана привлекательная тюркская империя. Вот и нам нужна русская «фабрика грез», которая будет производить качественный патриотический контент как для внутреннего, так и для внешнего пользования», — отметил публицист.
В завершение своей публикации Антоновский подчеркнул, что быть русским в России и быть другом русских в странах ближнего и дальнего зарубежья должно быть модно и круто.
«Намного круче, чем быть пантюркистом, исламистом или западником. Но на сериале «Измены» и на «Доме-2» мы мягкую силу в консервативных восточных странах не сформируем», — пишет россиянин.
Вкратце резюмируя описанную выше точку зрения, от себя хочется отметить, что логика российской «мягкой силы» в какой-то степени идет вразрез с концепцией ранее упомянутого Ная. Российская «мягкая сила» в Казахстане и Центральной Азии на самом деле вызывает больше вопросов, нежели ответов. Поддерживая русский язык, культуру и литературу за рубежом, нынешнее российское руководство все еще делает большой упор на общее советское прошлое и идентичность. Хотя бы по этой причине результаты «мягкой силы» России остаются не вполне ясными.
Ну и в свете недавних событий, когда речь зашла об истории и земельных отношениях, ситуация наглядно показала, что Казахстану все же иногда следует держать определенную дистанцию со своим большим соседом, ставя в приоритет интересы своего населения и вопросы внутреннего развития.