Ученые рассказали, почему пострадавшим от падений “Протонов” казахстанским землям сегодня ничего не угрожает. Почти не угрожает.
Земля всё стерпит
В этом году на авторитетном сайте sciencedirect.com (база научных публикаций) вышла статья за авторством группы российских ученых, затрагивающая весьма больную для нашей страны тему. Материал под названием “Экологические последствия ракетно-космических катастроф в Казахстане с 1999 по 2018 годы” можно найти по ссылке.
Главный посыл – земли, где падали обломки ракет-носителей и разливалось токсичное топливо, сегодня безопасны! А космический транспорт наносит вреда не больше, чем любой другой наземный.
Авторы описывают нештатные ситуации при запуске ракет-носителей “Протон”, “Союз” и “Днепр”, сопряженные с падениями фрагментов техники или разливами топлива на территории нашей страны. Таких ЧП в указанный период было 6, и каждое требовало комплексной реабилитации пострадавших районов. Доходило и до выплат денежных компенсаций Россией, размер которых обговаривался на межправительственном уровне.
Свою позицию ученые обосновали, изучив последствия падения “Протона-М” 2 июля 2013 года. Эта авария оказала самое серьезное воздействие на окружающую среду в современной российской космической отрасли. Ракета-носитель упала в 2,5 километра от взлетного комплекса, когда внутри находились чрезвычайно токсичные компоненты топлива – около 170 тонн несимметричного диметилгидразина (НДМГ), который чаще называют гептилом, и 450 тонн тетраоксида азота. После падения и взрыва на территории в 5 гектаров бушевал пожар.
Видеокадры зафиксировали возникновение над Байконуром желто-коричневого облака. К счастью, массового химического отравления среди жителей региона удалось избежать.
Что касается ущерба природе, выгорела растительность. Разлетевшимися фрагментами “Протона-М” был нарушен почвенный покров, на месте удара ракеты-носителя о землю образовался кратер в 900 квадратных метров. А на следующий день после ЧП замеры показали, что в этой воронке предельно допустимая концентрация гептила превышена почти в 9 000 раз, нитратов – в 85 раз. Специалисты занялись обеззараживанием пострадавших участков, провели ряд необходимых мероприятий.
В потерпевших – микробы
За изучение результатов восстановительных работ и взялись ученые. На исследование и анализ данных потребовался не один год, и сегодня с их выводами можно ознакомиться в статье. По их мнению, принятые после крушения меры оказались эффективными. Авторы использовали оперативные данные казахстанских и российских специалистов, задействованных в реабилитации сразу после ЧП. И сами посещали загрязненные участки в последующие годы, чтобы получить необходимые пробы для определения концентрации вредных веществ.
“На месте аварии 2013 года дезинтоксикационная обработка почвы раствором 10-процентного H2O2 (пероксид водорода. – Прим. авт.) и 1-процентного комплексоната железа и последующая выемка почвы позволили снизить концентрацию НДМГ до уровня ниже его ПДК в течение 2 лет”, – отмечают авторы в материале.
По их данным, и содержание нитратов снизилось до отметки, позволяющей местной флоре восстанавливаться самостоятельно.
“Кроме того, следует отметить, что место аварии не используется для выращивания сельскохозяйственных культур или пастбищ. И такая высокая концентрация N-NO3-w в почвах не представляет опасности для человека”, – говорится в статье.
Тем не менее утверждать, что последствия попадания в землю токсичных веществ полностью устранены, исследователи не стали. Они сообщают, что в отличие от химических параметров плохо восстанавливается микробиота почвы. То есть обитающие в земле микроорганизмы приходили в себя дольше всего.
Цена вопроса
А ведь страсти по поводу аварий при запусках российских ракет-носителей в нашей стране кипели нешуточные. Они достигли пика как раз после крушения “Протона-М” в 2013 году. Громких заявлений в адрес российской стороны тогда прозвучало много. Претензии и критика высказывались как на уровне правительства нашей страны, так и из уст экологов, общественников, активистов. Последние даже организовали движение “Антигептил”, требуя запуски “Протонов” прекратить, а условия аренды космодрома – пересмотреть.
Государственные органы вели речь о выплате денежной компенсации в 13 миллиардов тенге. Размер и условия выплаты обсуждались несколько лет, однако переговоры завершились пшиком.
Общественности скупо пояснили – размер экологического ущерба вне зоны космодрома невелик, и вообще толком не определен. Эту пилюлю казахстанской стороне пришлось проглотить, так как доказательства ущерба населению и экологии представлены не были. Постепенно разговоры сошли на нет, но россияне, как выяснилось, аргументами запаслись. Как знать, если Казахстан вновь поднимет вопрос о компенсации за аварии “Протонов”, не станут ли такие выводы решающими? Тем более что эксплуатация этих ракет-носителей, работающих на гептиле, продолжаются. В 2020 году с космодрома "Байконур" был произведен 1 старт. А в конце прошлого года РИА "Новости" сообщило о планируемых 3 запусках “Протонов-М” в 2021 году. Правда, в пресс-службе “Роскосмоса” журналистам пояснили тогда, что график полетов не утвержден.
Сегодня достоверно известно, что в первом полугодии будет осуществлен 1 пуск, цель которого – доставить на МКС многоцелевой лабораторный модуль “Наука”. А турагентства уже призывают путешественников полюбоваться зрелищем с территории космодрома.
Кроме того, планируется запуск 12 ракет “Союз-2”.
С 2001 года произведены 110 пусков ракеты “Протон-М” с площадки Байконура, 11 – неудачно. В 2025 году эти ракеты-носители перестанут запускать в Казахстане.
ПАВЛОДАР