Государственный обвинитель в лице прокурора Енбекшинской райпрокуратуры г. Шымкента на судебном процессе по делу об имуществе Тулешова предъявил в качестве доказательств документы, подлинность которых вызывает большие сомнения.
За кого беспокоится прокуратура
Многосерийное дело Тулешова, с одной стороны, уже поднадоело, а с другой – всем интересно, чем оно закончится. Тем более что на судебных процессах, так или иначе связанных с осужденным экс-олигархом, всплывают любопытные подробности не только из жизни самого бывшего пивного короля, но и методы его оппонентов из компетентных органов. Показательным в этом отношении стало “выступление” Енбекшинской прокуратуры Шымкента, подавшей в суд иск с требованием возвратить Тулешову значительную долю его имущества. Якобы оно в 2016 году было незаконно отчуждено бывшими партнерами Тулешова, которые “воспользовались изоляцией основного участника товарищества” (Тохтар Тулешов, как известно, был к тому времени уже взят под стражу). Примечательно, что в своем иске прокуроры беспокоились не только о Тохтаре Тулешове, но и о его супруге, от которой партнеры (цитата из иска прокуроров) “не получили согласия на отчуждение общего совместного имущества супругов Тулешовых”.
Прокуроры также заявляли, что второй участник ТОО “Дархан Group” Нургали Досанбаев, проводя общие собрания, не имел на это полномочий от основного дольщика ТОО – Тохтара Тулешова. Якобы доверенность, которую Тулешов выдал Досанбаеву, наделяет последнего правом участвовать в общих собраниях от имени генерального директора ТОО, но не участника товарищества. Да и, вообще, оригинал такой доверенности, по утверждению прокуроров, нигде не зарегистрирован (!).
Какая именно жена?
– В суде наша сторона обратилась за разъяснением, о какой именно супруге Тулешова ведут речь прокуроры, – говорит юрист ответчиков Максат НУРМАНОВ. – Прокуроры сообщили, что эта супруга – Оразкуль Жорабаева. Тогда мы попросили предъявить документ, подтверждающий брак Тулешова и Жорабаевой, – его почему-то не имелось в материалах дела, хотя истцы обязаны были обеспечить наличие подтверждающих документов. Прокурор пообещал предоставить их “завтра”. Мне пришлось дважды в течение нескольких дней напоминать прокурору об этом обещании. И, в конце концов, суду был предоставлен дубликат свидетельства о браке Тулешова и Жорабаевой. Судя по этому дубликату, он был получен из Республики Узбекистан в июле 2018 года. И в нем указывалось, что брачные отношения Тулешова и Жорабаевой были зарегистрированы 14 мая 1981 года отделом загса Ташкентского района Ташкентской области Узбекской ССР. Миллионеры по несчастью: жены и дочери Тулешова обратились в суд, требуя зарплату
Исторические ляпы
Этот дубликат сразу вызвал большие сомнения.
Дело в том, что в 1981 году г-же Жорабаевой, судя по дате ее рождения, было… 16 лет. А следует помнить, что в Советском Союзе брачные отношения регистрировались исключительно с 18 лет, ранние браки среди несовершеннолетних были вне закона.
Единственной советской республикой, где действительно Кодекс о браке и семье допускал свадьбу для 16-летних, была Узбекская ССР. Но и здесь закон оговаривал, что это возможно лишь для лиц узбекской национальности и с разрешения местного исполкома народных депутатов района, где брачующиеся были прописаны, путем вынесения об этом письменного решения. Поясню, что исторически в узбекских глубинках девочек рано выдавали замуж. И даже советская власть сделала исключение в законе, чтобы достигнуть компромисса с национальными традициями. Но Тулешов и Жорабаева официально являлись тогда жителями Сарыагашского района Казахской ССР, к представителям узбекской национальности никакого отношения не имели и там не были прописаны. И уж, конечно, они вряд ли смогли бы получить разрешение на свою регистрацию от исполкома народных депутатов Ташкентского района Ташкентской области! То есть информация, указанная в данном дубликате, вызывает сомнения с исторической точки зрения. Но и это еще не всё.
Русский след в узбекских документах?
– Мы изучили сам дубликат, – продолжает Максат Нурманов. – Судя по виду, он выполнен на типографском бланке, где имеются графы на узбекском языке (написанные латиницей) и соответствующие графы на русском языке. Но Узбекистан после получения суверенитета в сентябре 1991 года стремительно вывел из своих официальных документов всякое употребление русского языка. Я в 1994 году получил диплом юриста в Ташкентском госуниверситете – там были графы на узбекском и английском языках. Повторюсь, это уже в 1994 году. А теперь нас уверяют, что в 2018 году официальные органы Узбекистана выдают дубликаты документов на узбекском и русском языках. Да это полный нонсенс!
Только человек, незнакомый с нормами узбекистанского делопроизводства, мог такое допустить.
Таким образом, мы имеем все основания предполагать, что этот дубликат свидетельства о браке попросту является грубой подделкой.
Я нисколько не сомневаюсь, что г-жа Жорабаева является женой Тулешова. У них есть старший сын – Толеген Тулешов. Но документ, предъявленный прокуратурой, у меня доверия не вызывает, – говорит Нурманов.
Сколько жен у Тулешова?
– В свою очередь, коль скоро прокуроры стали проявлять беспокойство о супруге Тулешова, мы также сделали запросы в уполномоченные органы и получили среди прочих вот такой документ – свидетельство о браке Тулешова с Назией Есенбаевой. (Их дочь Севилья Тулешова получала от папы дорогостоящие подарки, репортажи о которых вызывали шквал критики в соцсетях и Интернете.) Это свидетельство о браке Тулешова – Есенбаевой вполне может быть проверено на подлинность. Из него явствует, что их брак был зарегистрирован в 1988 году в отделе загса Дзержинского района Шымкента (ныне это Аль-Фарабийский район). То есть уже через 7 лет после регистрации с Жорабаевой г-н Тулешов оформил отношения с г-жей Есенбаевой. Опять-таки, повторюсь, это было советское время, и двоеженство тогда преследовалось законом. К тому же еще один момент – отец Назии Есенбаевой был тогда председателем Ленгерского райисполкома – руководящим работником советской номенклатуры. И уж он, я предполагаю, никакого жениха-двоеженца к своей дочери и близко бы не подпустил!
– Но самое интересное, что в базе данных минюста РК о брачных отношениях граждан Казахстана в настоящее время указывается только то, что Тохтар Тулешов женился в 2010 году на Дине Нуралиевой. И тут же стоит отметка, что в 2011 году они официально развелись. Больше никаких брачных отношений г-н Тулешов, судя по данным минюста, вообще не имеет. То есть он холостяк. О каких же тогда женах Тулешова беспокоится Енбекшинская прокуратура? – задается вопросом юрист Нурманов.
Как прокуратура судебным решениям не доверяла
– Что касается утверждений прокуроров о том, что второй участник ТОО “Дархан Group” Нургали Досанбаев не получал от Тулешова прав на проведение общих собраний и вообще не имеет зарегистрированного оригинала доверенности, не выдерживает никакой критики. Доверенность, выданная Тулешовым второму участнику – Досанбаеву, официально зарегистрирована. Все его полномочия, а также принятые решения неоднократно разбирались в различных судебных инстанциях, вплоть до Верховного суда Республики Казахстан, и были признаны абсолютно законными и судом установленными. Данные судебные постановления были предоставлены в прокуратуру Енбекшинского района в сентябре 2020 года. И прокуратура прекратила уголовное преследование в отношении Нургали Досанбаева за отсутствием состава преступления. Она согласилась с постановлением следователей Енбекшинского РУВД. Есть официальное письмо из прокуратуры Енбекшинского района о прекращении уголовного дела, которое нами было предоставлено суду. Я хочу сказать, что прокуратура Енбекшинского района знала все эти обстоятельства еще до подачи данного иска в суд, – говорит Нурманов.
Те же гражданские суды в 2020 г., кстати, неоднократно выясняли, что имущество и доля Тулешова в ТОО “Дархан Group” в размере 99,99962 процента, подлежащие передаче государству, по неизвестным причинам остаются незарегистрированными. С 2018 года суды давали указания компетентным органам провести регистрацию имущества. Но этого до сих пор не сделано!
В 2019 году прокуратура Шымкента громогласно и официально заявила, что она добилась возмещения в доход государства ущерба, причиненного осужденным Тулешовым, на сумму 1 миллиард 215 миллионов тенге. И в официальных базах министерства юстиции РК г-н Тулешов по-прежнему числится владельцем ТОО “Дархан Group” – той самой легендарной “пивной империи”, что неоднократно подчеркивал представитель Тулешова в судах.
Хочу выразить признательность судам города Шымкента, Верховному суду РК за объективное и справедливое рассмотрение дел, касающихся Тулешова.
Енбекшинский районный суд оставил без удовлетворения иск Енбекшинской райпрокуратуры о возвращении Тулешову его имущества. Вынося решение, судья К. Избасаров разъяснил сторонам, что по ранее вынесенным судебным постановлениям судом установлено наличие доверенности, выданной Тулешовым Досанбаеву. А в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для суда и не требуют доказательств.
ШЫМКЕНТ