Спору нет, компьютерные технологии сейчас востребованы везде: в науке и на производстве, обучении и даже в такой далёкой от технологий сфере, как культура, поскольку благодаря им можно записать концерт самых больших мастеров музыки и балета. Но главное – это возможность общения людей, живущих далеко друг от друга. Отсутствие временных или географических ограничений создает возможность общаться круглый день. Именно этим объясняется развитие социальных сетей. В то же время всё больше встречается то, что специалистами определено как кибербуллинг.
О том, насколько распространенно это явление в мире и как с этим бороться? Сегодня на эти вопросы отвечает исследователь Анна Гусарова, которая уже несколько лет живёт на Западе.
— Анна, насколько распространен кибербуллинг в Европе, где вы сейчас проживаете?
— Давайте начнем, как обычно, с терминологии. Итак, что такое кибербуллинг. Если раньше этот термин казался уникальным, исключительно для технологически развитого западного мира и его среднестатистического человека, то сейчас кибербуллинг прочно вошел в обиход во всем мире, включая Центральную Азию. В русскоязычной среде это явление также называют киберзапугиванием.
На самом деле нужно начинать с Интернета и его влияния на человеческое мышление, образование и возможности. На протяжении последних пяти-десяти лет все больше аспектов жизнедеятельности человека перемещалось в киберпространство. Наконец, Интернет рассматривают с точки зрения влияния на человека. Это очень мощный инструмент, который объединяет единомышленников и целые сообщества, однако его нередко используют для очернения, преследования или оскорбления людей. Несмотря на безусловные блага, достижения и пользу, которые Интернет принес людям, сегодня все больше людей используют его со злыми умыслами и намерениями. И так же, как издевательства существовали с незапамятных времен, виртуальные издевательства, или кибербуллинг, имеют место быть с появлением Интернета, а в последнее время стали носить массовый характер. Понятие «киберзапугивания» часто рассматривается в качестве отдельного явления, но, по сути, оно представляет собой разновидность такой извечной проблемы, как травля. Питательной средой для травли является предрасположенность общества к стереотипам, предрассудкам и дискриминации, и от нее зачастую в наибольшей степени страдают люди, обладающие такими подлежащими защите признаками, как расовая принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация и инвалидность.
— И как это обычно происходит?
— Кибербуллинг — это буллинг посредством цифровых устройств, таких как сотовые телефоны, компьютеры или планшеты. Киберзапугивание традиционно включает в себя отправку, публикацию или распространение негативного, вредного, ложного или недобросовестного содержания о других людях. Это может включать в себя обмен личной или частной информацией о ком-то другом, вызывающей смущение или унижение. Некоторые виды киберзапугивания переходят грань и превращаются в противозаконное, преступное поведение, включая использование языка вражды, использование Интернета в террористических целях, онлайн-радикализацию и вербовку экстремистов.
Чаще всего кибербуллинг происходит в социальных сетях (в каждой стране есть свои фавориты, поэтому и количество или объемы буллинга на каких-то платформах выше, а на каких-то гораздо меньше — Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, VKontakte, "Одноклассники"); а также посредством текстовых сообщений в приложениях для обмена сообщениями на мобильных или планшетных устройствах, обмена мгновенными сообщениями. Онлайн-чаты, интернет-форумы, электронная почта, сообщества онлайн-игр – кибербуллинг присутствует буквально везде. Кроме того, кибербуллинг часто имеет компонент сексуальных домогательств (Shariff, 2008), что часто приводит к тому, что жертва будет молчать из-за смущения. Например, кибербуллер может распространять слухи о сексуальной ориентации жертвы или фотографию обнажённого или частично обнажённого того, кого подвергают травле.
Предотвратить насилие
— Актуален ли кибербуллинг для Англии, скажем?
— В Великобритании проблема кибербуллинга стоит достаточно остро. Можно привести хотя бы один пример. Согласно результатам исследований благотворительной организации по борьбе с травлей и содействию равенству Ditch the Label, в среднем семеро молодых людей из десяти в тот или иной момент своей жизни подвергались оскорблениям в Интернете. Телекоммуникационные технологии стали настолько неотъемлемой частью нашей современной жизни, что у некоторых молодых людей практически нет возможности избежать оскорблений, и многие пребывают из-за этого в состоянии постоянного стресса и тревоги. Каждая третья жертва травли в результате начинала наносить себе увечья, а каждая десятая — предпринимала попытку самоубийства. Результаты исследований неизменно свидетельствуют о том, что примерно каждый второй подросток, столкнувшись с травлей, никому об этом не рассказывает из страха, стеснения или неверия в эффективность систем поддержки. Любое насилие, будь то в Интернете или реальной жизни, наносит огромный ущерб психическому и физическому здоровью молодежи и провоцирует новые приступы стресса.
Проанализировав 19 миллионов твитов за более чем четырехлетний период, авторы совместного доклада благотворительной организации по борьбе с травлей Ditch the Label и компании по мониторингу социальных сетей Brandwatch насчитали почти 5 миллионов случаев мизогинии в одном только Twitter. Авторами 52 процентов женоненавистнических высказываний были сами женщины, которые обычно комментировали внешность, интеллект и сексуальные предпочтения других женщин. В докладе говорится о 7,7 миллиона случаев расизма, 390 296 проявлениях гомофобии и 19 348 трансфобных заявлениях, обнаруженных в Twitter. И таких примеров масса и в Twitter, и в Facebook, и в любой другой социальной сети.
— Есть ли средства борьбы с этим явлением на государственном уровне? Существуют ли законы, предусматривающие наказание за это?
— В последние годы буллинг стал настолько распространенной проблемой, что на многих уровнях правительства существуют инициативы и законы, направленные на его предотвращение. Я вкратце расскажу, как с этим обстоят дела в США и Великобритании.
В США на федеральном уровне нет законов, специально посвященных издевательствам. Несмотря на это, уголовные дела по кибербуллингу могут входить в категории дискриминации, домогательства или преступлений на почве ненависти, если они основаны на расе, национальном происхождении, цвете кожи, поле, возрасте, инвалидности или религии. Если такое совпадение происходит, школы всех уровней, финансируемые из федерального бюджета, должны заняться преследованием и разрешить его. Служба по связям с общественностью министерства юстиции США предлагает ресурсы, чтобы помочь сообществам разрешать конфликты, предотвращать насилие и реагировать на преступления на почве ненависти и дискриминации. Это бесплатная конфиденциальная служба, предлагающая весь пакет услуг – от консультаций до технической помощи. Если домогательства не исчезнут, жертвам следует рассмотреть возможность подачи официальной жалобы как в министерство образования, так и в министерство юстиции США.
Если говорить о роли государства, то она минимальна: во-первых, речь идет о рекомендациях министерства образования (в США еще 10 лет назад были разработаны подобные документы) для школ по предотвращению случаев издевательства и реагирования на них (определения издевательств, характеристики, которые обычно являются объектами агрессивного поведения, и подробные требования к политике школьного округа), и, во-вторых, когда речь идет о правонарушении или уголовном преступлении, мы можем говорить об органах правопорядка. Государство не должно контролировать каждый пост в социальных сетях, проверять каждую семью каждый день или постоянно карать, используя достаточно расплывчатые законы, всех неугодных.
Во всех пятидесяти штатах действуют законы о борьбе с издевательствами. В большинстве штатов, но не во всех, также есть законы, направленные на предотвращение киберзапугивания. В некоторых штатах также действуют правила, помогающие школам и их районам реагировать на издевательства. Дополнительную информацию можно найти в Исследовательском центре киберзапугивания или на сайте stopbullying.gov. Также могут действовать местные законы на региональном, окружном или городском уровне. По крайней мере, большинство школьных округов или школьных кодексов поведения содержат формулировки или правила, запрещающие издевательства.
— Есть ли законы в Великобритании, позволяющие бороться с кибербуллингом?
— В законодательстве Великобритании нет юридического определения кибербуллинга. Вместе с тем существует ряд законов, которые могут применяться в случаях кибербуллинга и онлайн-домогательств: Закон о защите от преследований 1997 г., Закон об уголовном правосудии и общественном порядке 1994 г., Закон о вредоносных коммуникациях 1988 г., Закон о связи 2003 г., Нарушение мира (Шотландия), Закон о диффамации 2013 г. Наказания варьируются от штрафа до 5 тысяч фунтов или до шести месяцев тюремного заключения.
Подчеркну, что законы против кибербуллинга относительно новы и до сих пор существуют не везде. Вот почему многие страны полагаются на другие соответствующие законы, например, против преследований, для наказания кибербуллеров. В странах, где действуют специальные законы о киберзапугивании, поведение в Сети, умышленно вызывающее серьезные эмоциональные расстройства, рассматривается как преступная деятельность. В некоторых из этих стран жертвы киберзапугивания могут искать защиты, запрещать общение с определенным лицом и ограничивать использование электронных устройств, используемых этим человеком для кибербуллинга, временно или постоянно. Однако важно помнить, что наказание не всегда является самым эффективным способом изменить поведение хулиганов. Часто лучше сосредоточиться на устранении вреда и налаживании отношений. Кроме того, решением вопросов и проблем, связанных с кибербуллингом, занимаются школы, университеты, сообщества, профсоюзы, компания – в целом все социальные институты, а не государство. И ресурсы соответственно выделяются разными стейкхолдерами, и чаще всего неправительственными организациями или самими социальными медиа.
— Что вы имеете в виду?
— У Facebook и Instagram есть разработанные политики и стандарты сообщества, которым все должны следовать. Чаще всего контент, нарушающий эти правила, удаляется. В Twitter аналогичная политика: принудительные меры могут применяться в отношении определенного фрагмента контента (например, отдельного твита или личного сообщения), либо в отношении учетной записи. У Google есть отличная учебная программа для детей под названием Be Internet Awesome. В учебной программе Google они охватывают пять областей, которые важны для пользователей Интернета, особенно для детей:
Делитесь с осторожностью (будь умным в Интернете).
Не поддавайтесь фейку (будь бдителен в Интернете).
Защитите свои секреты (будь сильным в Интернете).
Быть добрым — круто (будь добрым в Интернете).
Когда сомневаешься, говори (будь храбрым в Интернете).
Google также предлагает учебную программу Be Internet Awesome для учителей и интерактивную игру Interland для обучения детей принципам интернет-безопасности.
При этом многие продолжают критиковать социальные медиа за недостаточное решение проблемы, однако не стоит забывать, что в первую очередь соблюдение правил связано с тем, чтобы все люди могли свободно и безопасно участвовать в публичных обсуждениях. Контроль, блокировки, ограничения – здесь далеко не первые инструменты…
Открыто обсуждать и реагировать
— Как общество реагирует на случаи кибербуллинга? Различается ли восприятие в странах Европы и Америки и у нас?
— Опрос Всемирной организации здравоохранения показывает, что, по сравнению с 35 другими странами Северной и Южной Америки и Европы США подвергаются среднему уровню издевательств. По разным возрастным группам Эстония и Литва занимают самые высокие места как в отношении издевательств, так и в отношении виктимизации, тогда как Чехия, Словения и Швеция сообщают о самых низких показателях. Сложно апеллировать к цифрам, поскольку исследования, впрочем, как и среда, постоянно меняются. Однако здесь важно проговорить несколько важных моментов.
Во-первых, мы говорим об открытом обсуждении и принятии проблем, связанных с кибербуллингом. Повторюсь, речь идет не столько о травле, сколько об уровне развития человека и общества: как влияет структурный конфликт на восприятие инаковости/разнообразия и их принятие. Необходимо побуждать молодежь к свободному выражению своих мыслей и осуществлению всех своих прав как в онлайн-, так и офлайн-среде. Нужно расширить их права и возможности, чтобы они могли содействовать формированию демократического глобального сообщества путем обмена собственными идеями и мнениями без нападок на тех, кто придерживается иных точек зрения.
Ключевым фактором становления по-настоящему справедливого и равноправного мира является культура уважения и взаимопонимания. Мир, в котором всё взаимосвязано, нуждается в стандартах взаимодействия, которым все будут следовать. Эти стандарты должны вырабатываться сообществом без давления или контроля.
Во-вторых, речь идет о последствиях. С одной стороны, мы говорим о повреждении цифровой идентичности в результате онлайн-атак. С другой — это психическое здоровье человека (в любом возрасте это будет травма): mentalhealth, негативные мысли, неуверенность, депрессия, суицид. Вдобавок, помимо изменения чьей-либо цифровой идентичности и состояния психического здоровья, кибербуллинг также может побудить детей переехать в другую школу и/или семью. Все это достаточно распространенные практики в Европе, Великобритании и США.
В Казахстане и Центральной Азии я не могу представить себе такой ситуации, когда в результате кибербуллинга семья решает переехать или выбрать другую школу. Это обусловлено многими факторами: традиционным воспитанием и отношениями родителей с детьми, отсутствием ресурсов и возможностей и пр. В нашей реальности мы чаще говорим о последствиях, а не предотвращении: уят начинает трещать по швам, потому что в современном мире скрывать что-то (особенно онлайн) становится практически невозможным, а эмпатия и инаковость – это неплохо и нестыдно.
— Сегодня психологи бьют тревогу из-за травли в сетях, которая особенно негативно отражается на подростках, детях, и зачастую приводит не просто к депрессии, выключению детей из социума, но и суициду. Как с этим бороться?
— Действительно, примерно каждый третий молодой человек в 30 странах заявляет, что над ним издевались в Интернете, а каждый пятый сообщает, что прогуливал школу из-за этого. Таковы некоторые из основных выводов нового опроса 2019 г., опубликованного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и специальным представителем ООН по вопросам насилия в отношении детей. В рамках кампании ЮНИСЕФ по борьбе с насилием в школах и вокруг них (#EndViolence) дети и молодые люди со всего мира в 2018 году разработали Молодежный манифест, призывающий правительства, учителей, родителей и друг друга помочь положить конец насилию и обеспечить учащимся чувство безопасности в школе и вокруг нее.
Для начала есть много ресурсов, которые могут помочь. В смысле помочь не решить проблему, потому что ее решить одним действием не получится. Ни таблетками, ни психологической консультацией, ни ограничениями Интернета и соцсетей. Поскольку это — комплексная проблема, должен быть набор мер для смягчения последствий кибербуллинга и активной работы с ребенком. Я не буду вдаваться в разные подходы к решению этих вопросов, об этом лучше скажут психологи, хотя сколько людей – столько мнений. Главное здесь – выстраивание гармоничных и доверительных отношений родителей с ребенком с самого раннего возраста, когда можно разговаривать обо всем и спрашивать/обсуждать все без исключения, включая права и обязанности в онлайн- и офлайн-мире. Здесь культура защиты персональных данных, то, о чем я говорю на протяжении как минимум последних пяти-семи лет, может стать надежной опорой в понимании важности приватности и конфиденциальности, а кибергигиена – привить критические навыки работы в интернете.
В странах Запада есть специальные ресурсы, которые содержат полезную информацию о киберзапугивании, в том числе полезные действия для детей и подростков. Это:
Stopcyberbullying.org: сайт, созданный WiredSafety.org, содержит информацию для детей от 7 до 17 лет.
Cyberbully411.org: сайт содержит информационные ресурсы для детей и подростков, в том числе стратегии общения для родителей о кибербуллинге.
Common Sense Media: сайт предлагает подробные рекомендации по работе с детьми в возрасте от 2 до 17 лет.
KidsHealth: на этом сайте имеется статья, которая дает подробное представление о кибербуллинге.
P.S. По всем вопросам кибербуллинга в нашей стране обращайтесь в общественный фонд «Ар-Бедел» по адресу: Info@arbedel.kz
Продолжение следует