Кто ушел?
Кресла сенаторов покинули Адил Ахметов, Гарифолла Есим, Болат Жылкышиев, Гани Касымов, Александр Судьин, Оралбай Абдыкаримов и Юрий Цхай.
Адил Ахметов намерен вернуться в науку и преподавательскую деятельность, Юрий Цхай – в бизнес. Гарифолла Есим планирует дописать свою трилогию о Шакариме Кудайбергенове, Абае Кунанбаеве и Мухтаре Ауэзове, а также роман “Опера”, от чего сильно отвлекала сенаторская служба. Александр Судьин, сдав портфель зампредседателя Сената, планами на будущее пока не делится, но, скорее всего, для опытного аппаратчика, много лет проработавшего в администрации Президента, быстро найдутся и дело, и должность. Как, впрочем, и для Болата Жылкышиева, в послужном списке которого работа и в качестве акима Южно-Казахстанской области, и вице-президента НАК “Казатомпром”. Оралбай Абдыкаримов, много лет занимавшийся борьбой с коррупцией, вероятно, это нужное дело и продолжит, являясь председателем Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан”.
Гани Касымов предполагает заняться делами Партии патриотов Казахстана. Но слабо верится, что этим и ограничится: маловата площадка для генерала. Очень опечалились по случаю его ухода из Сената журналисты. Гани Есенгельдинович, нам вас будет не хватать!
Новенькие и не очень
Во вторник удостоверения депутатов Сената получили восемь президентских назначенцев. Почему восемь вместо семи ушедших? Да потому, что Серик Нугербеков, занявший кресло сенатора в ноябре прошлого года вместо Толегена Мухамеджанова, продолжит работу в Верхней палате Парламента. Однако отсчет его сенаторского срока сейчас начался заново.
Бырганым Айтимову казахстанцы хорошо знают и помнят как девятого министра образования и науки и чуть хуже – как министра по делам молодежи, туризма и спорта, заместителя Премьер-министра (Даниал Ахметов). Довольно обширна ее последующая дипломатическая биография и география – была послом в Израиле, Италии, в Республике Куба, на Соломоновых Островах и шесть лет являлась полномочным представителем страны при ООН.
Аскар Бейсенбаев – человек в Парламенте известный. Депутатствовал в Мажилисе во втором и четвертом созывах, а последняя его должность здесь – руководитель представительства Президента в Парламенте РК. В 1998–2001 годах был акимом Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области.
Сергей Громов пришел в Сенат, оставив должность заместителя министра обороны. Карьерный рост – по той же модели, как почти у всех новых сенаторов: сначала – по комсомольской лестнице, потом – по партийной, дальше – в “прикладной”, хозяйственной, затем – госслужба и вновь партийная стезя, уже в “Нур Отане”. Был, впрочем, у Сергея Николаевича пятилетний отъезд за пределы Казахстана после 1991 года – он искал себя в предпринимательстве в Краснодарском крае, однако на “волне” инвестиций “Союз-Муная” вернулся на родину, и в 2001-м даже стал первым замакима Южно-Казахстанской области.
“ЮКО-ступень”, кстати, присутствует во многих биографиях сенаторов.
Нефтяник Ляззат Киинов предпочел производственную карьеру, минуя комсомольско-партийную школу, и работал в нефтегазовой отрасли. Два года, правда, возглавлял мангистаускую администрацию, но вновь вернулся к работе по специальности. Был замминистра нефтяной и газовой промышленности в 1995-м, позже – вице-министром энергетики и минеральных ресурсов, вице-министром нефти и газа. Последняя его должность – председатель совета директоров АО “Разведка. Добыча “КазМунайГаз”.
Георгия Кима мы знаем как шестого министра юстиции, заместителя генпрокурора, председателя Комитета по судебному администрированию при Верховном суде. В последнее время Георгий Владимирович “ставил на ноги” молодое частное судебное исполнение в стране. В Сенате он не впервые – был депутатом Верхней палаты еще в 1998-м.
Из вице-министров юстиции пришел в Сенат и Дулат Куставлетов. Был судьей, прокурором, в Генпрокуратуре служил замначальника департамента по надзору за законностью в деятельности госорганов.
Вряд ли нуждается в подробном представлении сенатор Нурлан Оразалин. Казахстанские авторы знают его как председателя правления Союза писателей Казахстана. Читатели – по книгам “Беспокойное сердце”, “Седьмой континент” и другим, театралы – по многочисленным пьесам.
Как отмечают политологи, в новых назначениях – никакой интриги, никаких неожиданностей.
Астана