Рейтинг “Каравана” - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Рейтинг “Каравана”

Рейтинг “Каравана”

Сегодня в своем традиционном рейтинге самых значимых политических событий недели “КАРАВАН” обращает внимание на то, что касается международных интересов Казахстана в различных регионах планеты.

  • 23 Августа 2013
  • 1769
Фото - Caravan.kz

1. Гости из Поднебесной

Премьер-министр Казахстана Серик АХМЕТОВ встретился с министром иностранных дел Китая ВАН И. Было озвучено, что товарооборот между нашими странами через два года может достичь 40 миллиардов долларов.

По словам Серика Ахметова, объем товарооборота по итогам 2012 года составил более 25 миллиардов долларов, в 2015-м есть возможность довести его до 40 миллиардов долларов. В числе перспективных направлений взаимодействия названы нефтегазовая, энергетическая, транспортная сферы, развитие АПК и транзитного потенциала.

Важным аспектом стратегического партнерства между Казахстаном и Китаем также является сотрудничество в сфере регулирования трансграничных рек. Премьер Ахметов предложил начать обсуждение проекта межправительственного соглашения о вододелении. Отметим, что рабочий визит Ван И предваряет ожидаемый 6–8 сентября первый приезд в Казахстан нового Председателя КНР Си Цзиньпина.

2. КНБ и ФСБ договорились

Нельзя не обратить внимание на встречу председателя КНБ Казахстана Нуртая АБЫКАЕВА и директора ФСБ России Александра БОРТНИКОВА. Они обсудили вопросы сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Вопросы расширения сотрудничества в борьбе с международным терроризмом были рассмотрены в Астане на 10-м совещании руководителей спецслужб Казахстана и России. Председатель Комитета нацио­нальной безопасности Нуртай Абыкаев и директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников говорили об обмене опытом в области противодействия терроризму, о путях повышения антитеррористической готовности и обеспечения безопасности крупных общественных мероприятий.

3. Что делал вице-премьер в Дубае?

Не могла остаться не замеченной нами поездка целой делегация под председательством первого заместителя Премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА в Дубай. Официально было объявлено, что чиновники знакомились с деятельностью местной свободной экономической зоны.

Казахстанскую сторону также представляли президент НК “Казахстан темир жолы” Аскар МАМИН, директор РГП “Актауский международный морской торговый порт” Берик УАНДЫКОВ.

Как заявлено на переговорах, использование опыта работы глобального портового оператора, в управлении которого находится одна из крупнейших свободных экономических зон ОАЭ, даст мощный толчок развитию транспортной системы и расширению транзитного потенциала Казахстана и положит начало процессу изучения возможностей инвестирования в морские терминалы и железные дороги Казахстана.

Комментарий для “Каравана” Есть ли у нас рычаги?

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Санат КУШКУМБАЕВ:

– Китай и Казахстан являются членами ШОС, поэтому эти визиты вполне закономерны. Если говорить о торговом обороте, то первое место все-таки занимает Россия, потом – Китай. Но самые высокие темпы роста товарооборота у Казахстана именно с Китаем. Поэтому указанные цифры (40 миллиардов долларов) вполне осязаемы, были годы, когда у нас товарооборот удваивался. Но то, что продает Китай нам, можно расписать в отдельной книге, а то, что Казахстан продает, – на нескольких листочках, это в основном сырье. По трансграничным рекам вопрос поднимается ежегодно, и китайская сторона всегда обещает, что будет учитывать наши интересы. Китай всегда готов к обсуждению, другой вопрос – есть ли у нас механизмы, которые позволят отстаивать наши интересы?

Что касается встречи руководства КНБ и ФСБ, перед нашими странами стоит угроза терроризма, она будет нарастать, и взаимодействие нам необходимо. В Казахстане в последнее время появилось немало групп, использующих террористические методы.
По поездке наших чиновников в Дубай для изучения опыта свободной экономической зоны стоит отметить, что нельзя копировать вслепую опыт ОАЭ или Сингапура – там другая ситуация, другие условия. Нам нужны свои механизмы. Создание таких зон необходимо для получения технологий: мы продаем сырье, и нужны огромные усилия, чтобы снизить эту зависимость. Но уже существующие свободные экономические зоны в Казахстане сталкиваются с рядом проблем – это система менеджмента, логистика, коррупция…