Обычно правозащитники, независимые наблюдатели и обитатели зон – на одной стороне. Но только не в суде, который на днях завершился в Павлодаре. Здесь рассмотрели иск о защите деловой репутации учреждения УК-161/12, более известного как Аркалыкская колония для особо опасных преступников. Претензии адресованы юристу Елене Семеновой. Женщина не первый год занимается защитой прав и интересов осужденных, но в последнее время ей приходится обороняться самой. Летом прошлого года она опубликовала в Facebook пост, поднявший бурю общественного возмущения. Правозащитница заявила, что из-за ситуации в колонии срочно требуется вмешательство Генеральной прокуратуры, МВД, КУИС.
“Позвонил осужденный Александр Чекашкин и сообщил, что в учреждении УК-161/12 г. Аркалыка 25 июля он вынужден был совершить акт членовредительства (разрезал себе живот), чтобы привлечь внимание и спасти женщину, которая содержится в учреждении, от каждодневного изнасилования сотрудниками учреждения. Как сообщил осужденный Чекашкин Александр, он не нашел другого выхода, как вспороть себе живот, чтобы помочь осужденной женщине Веронике”, – написала Елена Семенова.
Эти и другие подробности ей передала жена заключенного Чекашкина. По его словам, заявления о происходящем никто не принимал, и он привлек внимание как мог. После публикации поста реакция, конечно, последовала. Департаментом уголовно-исполнительной системы по Костанайской области была организована проверка. По официальным данным, сведения о неправомерных и незаконных действиях не нашли своего подтверждения. В учреждении ссылаются и на выводы психолога и гинеколога, которые не установили признаков того, что девушка подвергалась насилию. А вот психолого-лингвистический анализ поста, наоборот, выявил ложные сведения, порочащие деловую репутацию аркалыкской колонии. Постановлением следователя от 26 октября 2020 года производство по уголовному делу по ст. 120, ч. 2 “Изнасилование” прекращено в связи с отсутствием события уголовного правонарушения. Завершив экспертизы, сотрудники учреждения направили иск в суд. И потребовали, чтобы появилось опровержение в Facebook. "Вы не женщины, вы — скот" : бывшая заключенная рассказала об ужасах исправительной зоны Коксун
Разбирательство проходило в онлайн-формате. Истцы настаивали на необходимости требования удовлетворить, так как у общественности может сложиться предвзятое мнение о колонии. Елена Семенова, в свою очередь, убеждала, что публиковала пост, чтобы в учреждении организовали проверку как можно быстрее и не оставили жалобу без внимания, ведь на кону были жизни и здоровье людей. Участвовал в суде и собственно возмутитель спокойствия – Александр Чекашкин. Он до сих пор убежден, что выполнил гражданский долг, заявив о возможном злодеянии. Но самой запоминающейся оказалась речь самой “жертвы”. История Вероники Савельевой (на фото) известна из многочисленных публикаций. Она – уроженка Павлодарской области. На скамью подсудимых попала впервые в 20 лет за драку, а через год получила реальный срок – 8 с лишним лет за убийство, отбывала наказание в ВКО. За неоднократное нарушение режима в колонии ее направили в учреждение в Алматинской области, где она вновь не стала подчиняться правилам и, участвуя в драке, нанесла ледорубом увечье оппонентке. С отрицательной характеристикой ее в 2019 году перевели в тюрьму, где содержатся рецидивисты, опасные преступники и педофилы. Отбывает остаток срока девушка в одиночной камере.
Вероника Савельева не скрывает, что еще в 14 лет примкнула к ЛГБТ-сообществу, а убийство парня совершила из-за любимой подруги.
– С девушкой я 12 лет, она только отмотала срок и ждет меня на воле. Чекашкин и Семенова об этом не знали и рассказали всему миру, что меня, несчастную, с 21 по 25 июля насилуют сотрудники учреждения, – привела свои доводы в суде Вероника Савельева. – Не в обиду ментам, но под них я никогда не лягу, у меня есть заработанный авторитет. Сначала мне было смешно, но потом я всё проанализировала и многое пережила в четырех стенах, и по сей день в моей душе творится что-то невообразимое.
Савельева рассказала, что решила участвовать в суде третьей стороной, так как речь идет о ее чести. Она выдвинула собственную версию произошедшего: осужденный Чекашкин не смог добиться условно-досрочного освобождения и решил таким образом свести счеты с сотрудниками колонии. Известность девушки играла ему на руку, ведь можно поднять шумиху на всю страну.
– Так он хотел подставить сотрудников, но не думал, что о его выдумках в первую очередь узнаю я и это всё обернется судами. А Семенова, зная, что я личность, интересующая весь Казахстан, не узнав информацию обо мне, вместо того, чтобы обратиться в компетентные органы, решила “пиарнуться” и выставить меня жертвой насилия. Она должна ответить по закону, – высказала свою точку зрения суду Вероника Савельева.
Она добавила, что ее камера круглосуточно находится под видеонаблюдением, и всё, что она делала в названные сроки, отражено в записях.
– Уважаемый суд, наблюдатели, мне нет смысла защищать “мусоров”, которые меня посадили. Но я поддерживаю их позицию, потому что Елена Семенова меня, в первую очередь меня, оскорбила, поэтому я здесь и пытаюсь доказать, что я чиста. Вот и всё!
По словам Вероники Савельевой, она тоже подготовила иски о возмещении морального вреда к осужденному Чекашкину и правозащитнице. Так что новые суды не за горами. Что касается данного процесса, то требования УК-161/12 о защите деловой репутации удовлетворены, хотя и не в полной мере.
– Указанный в статье факт членовредительства имел место быть, кроме того, остальная часть текста публикации, хоть и содержит негативную информацию, но не носит характер сведений, а является обращением и предположением. Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению, – пояснила судья Айгуль ХАМИТОВА.
Елена Семенова должна будет опровергнуть часть публикации, в которой она призывала спасти девушку. Сделать она должна это в течение 10 дней, если судебное решение не будет обжаловано и вступит в силу.
ПАВЛОДАР