Миллиарды в воду - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Миллиарды в воду

Миллиарды в воду

В Восточном Казахстане приступают к строительству моста стоимостью 32 миллиарда тенге, и, возможно, эта цена – неокончательная.

  • 6 Февраля 2021
  • 972
Фото - Caravan.kz

Важный объект

О старте мегапроекта на днях сообщил аким области Даниал АХМЕТОВ. По словам главы региона, из областного бюджета на стройку выделили 1 миллиард тенге, в ближайшее время подрядчик приступит к работе.

Речь идет о путепроводе через Бухтарминское водохранилище, призванном обеспечить короткий маршрут между областным центром и отдаленными приграничными районами – Курчумским, Зайсанским, Тарбагатайским, Катон-Карагайским. На сегодня водители зависят от ненадежной переправы “Қызыл Ту” (бывшей “Казнаковской”) либо отправляются в объезд, увеличивая путь на 200 километров.

Судьба проекта решилась в 2019 году, когда Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ дал соответствующее поручение правительству. Инженерное сооружение является беспрецедентным для региона. Его возведут в самом узком месте пролива – в 15 километрах от села Куйган. Длина – 1 316 метров, ширина – 12 метров. На монолитные железобетонные сваи высотой 37 метров лягут 15 металлических пролетов длиной по 63 метра и один пролет в 84 метра. Запроектированы всевозможные технические фишки, в том числе автоматический мониторинг конструкции, сигнализация, сейсмобезопасность, защита от ледовых полей.

Общая стоимость проекта – около 32 миллиардов тенге, срок строительства – 39 месяцев.

Датой сдачи объекта указан последний день 2023 года.

Занятный конкурс

Конкурсные процедуры по выбору подрядчика – отдельная история. Если сначала заказчик – облуправление пассажирского транспорта и автомобильных дорог – требовал от потенциальных поставщиков опыт не менее 3 лет по строительству мостов первого повышенного уровня ответственности, то позже данное условие исчезло. Заказчик, сославшись на изменения, внесенные в статью 9 Закона РК “О государственных закупках” (квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику), основным критерием сделал наличие лицензии на строительно-монтажные работы 1-й категории. Если заглянуть в реестр Республиканского комитета по делам строительства и ЖКХ, таких компаний в нашей стране больше 2 800!

В итоге победителем стало восточноказахстанское ТОО, где основным видом деятельности указано… обслуживание автодорог области.

Еще до проведения конкурсных процедур пошли разговоры, что стоимость работ может быть пересмотрена. Как пояснил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области Нуржан ЖУМАДИЛОВ, проект получил положительное заключение госэкспертизы 8 декабря 2017 года. В соответствии с действующим законодательством, корректировка производится, если работы по проекту не начаты по истечении трехлетнего срока со дня получения положительной госэкспертизы.

– После трехлетнего срока необходимо обновлять изыскания, – дополнительно пояснили в управлении. – За это время могут поменяться геологические и гидрогеологические условия, потребуется бурение. Это всегда значительные затраты.

Сейчас на дворе февраль 2021-го. То есть трехлетний срок актуальности миновал, работы не начались. Формально у заказчика есть все основания отправить проект на корректировку, читай – увеличить стоимость.

Любопытно, что по первоначальному графику финансирования, о котором летом прошлого года сообщили местные СМИ, в 2021 году планировалось направить на объект 442 миллиона тенге, в 2022-м – 7,6 миллиарда тенге, в завершающий год – более 18 миллиардов.

Судя по словам акима области Даниала Ахметова, данный график пересмотрен: подрядчику выделили вдвое больше.

К слову, в области немало долгостроев, в том числе связанных с мостами. В Усть-Каменогорске по сей день не завершены работы на путепроводе длиной 320 метров, реконструкцию которого начали в 2014 году. Сорваны сроки возведения 175-метрового моста через речку Пихтовку – конструкции на замороженном строительстве дороги в обход Осиновского перевала. На него отводилось 1,5 года, ввести в эксплуатацию планировали в 2019-м. На сегодня готовность объекта нулевая – ни стройки, ни подрядчика.

Усть-Каменогорск