Туристы в пролете - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Туристы в пролете

Туристы в пролете

“Турецкий кризис” показал, насколько слабо наши туристы защищены от всевозможных рисков.

  • 26 Июля 2013
  • 2315
Фото - Caravan.kz

На этой неделе наконец была улажена проблема полетов туристических чартеров из Казахстана в Турцию. На совещании с участием представителей Министерства индустрии и новых технологий, транспорта и коммуникаций, экономики и бюджетного планирования, финансов, юстиции, Генеральной прокураторы, КНБ и Казахстанской туристской ассоциации (КТА) было решено, что Минтранском пока будет выдавать разрешения иностранным авиакомпаниям на чартерные перевозки.

Форс-мажор или страховой случай?

Окончательное решение, разрешать иностранным авиакомпаниям летать чартерными рейсами из Казахстана или нет, будет принято позже. Когда это произойдет, и произойдет ли вообще, пока неизвестно. Но есть проблемы. Решать которые нужно уже сейчас.

– Сколько казахстанских туристов пострадали от внезапного банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines и нежелания оператора Qualitum Tours выполнять обязательства по авиабилетам и турпакетам, пока неизвестно. Но первая сумма общего ущерба турбизнеса уже известна – почти 14 миллионов долларов, – рассказала “Каравану” директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида ШАЙКЕНОВА. – Потеряли деньги туристы, не сумевшие вылететь, пропала их бронь за гостиницы. Теперь стоит вопрос: кто за это все будет платить?

КТА провела “круглый стол” с представителями страховых компаний, на котором было предложено признать это событие страховым случаем. Но большая часть страховых компаний не проявила желания помогать ни своим соо­течественникам, ни туристическим компаниям. Они просто заявили: мол, это не страховой случай и компенсации не подлежит.

Что считать вредом

Вообще-то государство особо оговорило ответственность именно туристического агента в безопасности и нормальном проведении путешествия туриста сразу в двух законах: “О туристской деятельности в РК” и “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента”. И законы четко определяют, что такое гражданско-правовая ответственность туроператора и турагента: обязанность возместить вред, причиненный туристам при оказании туристских услуг. Неоказание услуг или невозможность их оказания также являются вредом, который должен оплачиваться.

– В чем состоит проблема? Туроператор заключил договор с авиакомпанией еще в конце 2012 года. По этому договору он положил на счет авиакомпании депозит. На базе этого договора оператор формирует турпродукт – собственно поездку туриста, куда включаются проживание в гостинице, трансферты и прочие расходы по обслуживанию туриста. И такой готовый продукт продает туристическим агентствам, а уже у них его покупают туристы. Естественно, все деньги сразу же перечисляются в Турцию. И получается, что у самого агентства, которое продало туристу его путешествие, денег уже нет, – пояснила Р. Шайкенова.

– К счастью, большая часть турфирм правильно поняли проблему и сделали все, чтобы не испортить отдых своим клиентам: покупали вторые билеты, бронировали места в гостиницах, – рассказала руководитель ассоциации.

Бизнес на доверии

Туризм – это бизнес, основанный на доверии. И имидж – главный капитал любой туристической компании. Люди хотят получать за свои заработанные деньги удовольствие, а не проблемы. Поэтому многие владельцы туркомпаний вкладывали свои деньги, чтобы их клиенты смогли все-таки выехать на отдых. Верили, что в будущем это им вернется сторицей. Главное сейчас – не потерять свое лицо, а уже потом разбираться, был ли страховой случай или это форс-мажор  и кто должен платить.

Справедливости ради, надо сказать, что не все страховые компании отвернулись от своих клиентов. Более ответственные страховщики все же признали этот случай страховым и выплатили страховую компенсацию, что позволило многим турагентам и операторам спокойно пройти через это испытание.

Слабые места законодательства

Меньше повезло тем людям, которые отдали за поездку свои деньги, но так и не смогли даже подержать в руках билет на самолет. В “Караван” обратился один из таких туристов. Купив тур в Анталью, он так и не вылетел в Турцию, попав в самый разгар туристического кризиса. Директор агентства сначала обещал своим клиентам, что все проблемы разрешит, а потом сам срочно вылетел в командировку в Турцию.

Пострадавший турист уже обращался за помощью в КТА, с жалобой в прокуратуру. Пока ничего не помогло.

Потеряв надежду на поездку и отдых, он решил вернуть хотя бы деньги. Узнал, что поездка полным пакетом была застрахована в Нефтяной страховой компании. Но компания, по его словам, заявила, что этот случай не является страховым.

– Сейчас мы работаем над разрешением этой проблемы, – пояснила Р. Шайкенова. – КТА провела две встречи со страховыми компаниями в Астане и Алматы. В Алматы часть компаний признала, что этот случай является страховым и они будут выплачивать компенсации пострадавшим. Другая часть отказалась признавать страховой случай. Сейчас мы готовим разъяснение о том, каким должно быть правильное прочтение статей Закона “О туристской деятельности”.

Похоже, всем участникам рынка следует извлечь уроки из “турецкого кризиса” – так, чтобы максимально защитить туристов от возможных потерь. И не загубить бизнес, в котором заняты тысячи казахстанцев.