Польская вылазка - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Польская вылазка

Польская вылазка

После недели семинаров в Варшаве появилось два свободных дня. Понятно, что потратить их хотелось с пользой. Например, сделать вылазку
в другие города Польши.

  • 19 Июля 2013
  • 1950
Фото - Caravan.kz

Первый вопрос: как добираться? Самолет и такси ввиду дороговизны отпадают сразу. Есть еще автобусы и поезда. Автобусом предпочтительнее – быстрее доезжаешь, стоимость билета меньше. Однако оказывается, что бронировать билеты на междугородные рейсы следует заранее, за два-три дня. И на ближайшие рейсы я, увы, уже опоздал. Остается поезд.

На вокзале “Варшава Центральная” выясняю расписание, стоимость билетов и время в пути. Сразу решаю, что первая цель – город Лодзь. Это недалеко от Варшавы – 120 километров. Крупнейший культурный, торговый и промышленный центр. Предполагаю, что доеду часа за полтора-два. Наши польские гиды по Варшаве уверяли, что между Лодзью и столицей Польши очень хорошее сообщение: много людей работает в одном городе, а живет в другом. Так что проблем не будет. Так оно и оказалось. Правда, поезд шел почти три часа! Такое же время поезду требуется, чтобы доехать до Кракова, который в два раза дальше от Варшавы.

Лодзь туристов любит

Лодзь очень гостеприимна и дружелюбна к туристам из СНГ. Этот город еще до недавнего времени был вторым по численности в Польше. Но в конце 2000-х уступил Кракову. Теперь он официально считается третьим по величине в Польше и стремится стать туристическим брендом на уровне Варшавы, Кракова, Гданьска. Но по ряду причин Лодзь остается как бы в тени наиболее известных польских городов, хотя усиленно развивает свою туристическую привлекательность.

В Лодзи три железнодорожных вокзала, самый главный – “Лодзь Калиска”. На каждом вокзале имеется киоск “Информация для туристов”. Причем этот инфоцентр не приходится судорожно искать среди обилия магазинов, ресторанчиков, туалетов и пр., как, например, на вокзалах Варшавы или Кракова. Киоск “Tourism information” в холле вокзала “Лодзь Калиска” расположен словно главный маяк. Как бы подчеркивая, что туристы для города важнее всего и здесь очень хотят, чтобы никто не заблудился. В инфоцентре вас просто загрузят неимоверным количеством бесплатных схем, карт, проспектов и путеводителей. Правда, русскоязычного варианта нет. Но, в принципе, разобраться с тем, где находятся главные достопримечательности, можно и без карт. Вам просто покажут рукой, в какую сторону идти. До главной улицы – Пётрковской – от вокзала минут 15–20 ходьбы.

Оптимальным маршрутом

Достопримечательностей в Лодзи, как и в любом городе с почти миллионным населением и историей в 700 лет, хватает. Чтобы подробно ознакомиться с ними, и месяца может не хватить. А если у вас в запасе всего день, то придется выбирать самое основное.

По уверению самих поляков, еще лет 10–15 назад тут прежде всего надо было пройтись по улице Пётрковской – самой длинной пешеходной улице в Польше и самой старой и живописной в городе. Правда, теперь уже сами поляки, живущие в других городах Польши, в Лодзи посещают прежде всего комплекс “Мануфактура”. Что и туристам советуют. Впрочем, улица Пётрковская как раз и ведет к “Мануфактуре”. Поэтому одним маршрутом вполне удастся охватить оба эти “объекта”.

Нарисуем дом

Интересная особенность улицы Пётрковской: фасады некоторых домов абсолютно глухие – без окон, без дверей. Улица застраивалась с XVIII–XIX веков, имела множество перекрестков. И некоторые здания оказывались стоящими как бы боком к главной трассе. Чтобы не портить вид улицы глухими стенами, выход нашли весьма оригинальный. Такие фасады просто… разрисовывают изящными окнами, да еще и выглядывающих жителей изображают.

Количество магазинов и кафе в комментариях не нуждается. Но покупать сувениры лучше на “Мануфактуре”: и выбор побольше, и цены помягче.

А вот отведать блюда польской кухни лучше в небольших кафе или ресторанчиках по Пётрковской. Здесь и колорит национальный, и цены даже не “алматинские”, а вполне “шымкентские”.

Шашлык по-польски

Если вы принципиальный поклонник баранины, то, конечно, придется искать тайский или индийский кебаб. Их немного, но есть. В иных точках общепита в Польше баранину найти невозможно.

Но если вы готовы отведать свиную корейку, поджаренную на гриле, то долго искать не придется. Это такое же распространенное и популярное блюдо, как в Шымкенте шашлык. Оригинальны также и польские пироги – с ударением на первом слоге: нечто вроде жареных вареников с самой разной начинкой – и овощной, и мясной, и ягодной.

У поляков тоже есть “борщ”. Но польский борщ – это просто отвар свеклы, этакий овощной компот. Брать его как первое блюдо нашему человеку как-то совсем несерьезно. Так что если пожелаете отведать горячего супа, то следует выбирать в меню в разделе “зуп”. Зупы у поляков отменные!

В цехах заводов – магазины и музеи

В XIX веке Лодзь стала одним из крупнейших мануфактурных центров Европы. Здесь строились гигантские даже по нынешним временам фабрики по производству сукна. В центре Лодзи образовался целый рабочий район, принадлежащий крупнейшему мануфактурщику Карлу Шейблеру.

Сейчас практическое применение этих фабрик уже отошло в прошлое. Однако разрушать огромные кирпичные павильоны не стали. Вместо этого организовали здесь центр туризма, шопинга и развлечений. А название комплекса так и оставили “Мануфактура”.

Обойти все музеи, выставки, галереи, магазины и развлекательные парки “Мануфактуры” за один раз невозможно. Да, наверное, и не стоит.

Однако после романтической улицы Пётрковского на “Мануфактуре” в полной мере ощущаешь промышленный размах и геометрическую четкость городка мастеров.

Лодка без реки

Во время прогулки неожиданно ловлю себя на мысли, что город абсолютно “сухопутный”. Даже реки нет. Что странно для города, который взял себе название от ладьи-лодки.

Оказывается, лодка все-таки присутствовала в легенде об отце-основателе города. Некий крестьянин Януш, скрываясь от врагов, поплыл по реке Бзуре. Дело было осенью, и кругом образовались многочисленные разливы. По ним Януш и добрался в самые глухие места. Тут грянул ливень, и Януш перевернул свой челн, укрывшись под ним, как под крышей. А потом и навсегда обосновался здесь, положив начало славному городу. Его потомки и назвали город Лодзью в честь лодки, на которой добрался их прародитель.

Место встречи – остров Тумский

Остров Тумский окружен двумя реками – Вартой и Цибиной. По легенде здесь в древние времена встретились Рус, Чех и Лех – прародители славянских народов. Они сразу же узнали друг друга и радостно воскликнули: “Познае!” (Узнаем!). Отсюда по легенде и пошло название Познань (хотя у историков на этот счет другое мнение).

Официально статус города Познань получила в XIII веке, объединив множество мелких городков. За свою многовековую историю город был то польским, то немецким. Но при этом всегда оставался столицей образовывавшихся здесь могущественных и богатых княжеств. По одной из версий Великопольское княжество, где и расположена Познань, было родиной всей польской нации.

Чем удобны европейские города для туристов, так это тем, что главный вокзал расположен рядом со старым городом. Познань в этом случае – не исключение. От вокзала до Королевского замка пять минут неспешным шагом. Для того чтобы сполна погрузиться в улочки Средневековья, лучшего и представить трудно. Программа-минимум для туристов, обозначенная во всех справочниках Познани, – осмотреть Королевский замок, прогуляться по рыночной площади, сфотографироваться у Ратуши. От себя добавим к этому еще Познаньскую крепость. И если разрабатывать себе маршрут теоретически, основываясь только на карте, то можно предположить, что за пять-шесть часов пешей прогулки все успеешь. Но… в Познани, как нигде, такие теоретические заготовки в реальности не срабатывают.

Незапланированные остановки

Принято считать, что самый красивый польский город – Краков. С этим, конечно, трудно спорить. Но не в Познани. Колоритность и гармоничность старой Познани просто зачаровывает. На некоторых вполне “рядовых” улицах и проулках можно застрять на час, любуясь средневековыми “хрущёвками”. Оторваться от этой красоты  можно, только если вспомнить, что впереди ждет еще множество познаньских улиц.

Королевский, или Императорский замок, – самый молодой из подобных сооружений в Европе. Построен в 1910 году для Вильгельма Второго, оказавшегося последним императором Германии.

Сейчас он стал центром культурных мероприятий, здесь постоянно проходят какие-нибудь детские или молодежные конкурсы и фестивали.

Познаньская крепость, хоть и является третьей по величине в Европе среди себе подобных, может вполне оказаться не замеченной гостями и туристами. Основная часть крепости, непосредственно с башней и фортификациями, расположена в самом центре старого города недалеко от рыночной площади. Но при этом так хорошо замаскирована другими зданиями, что ее не сразу и увидишь.

Впрочем, крепости, выстроенной в конце XVIII века, так и не пришлось реально защищать город от боевых атак. К тому времени военная стратегия уже в корне поменялась. Поэтому ее стали просто растаскивать по кирпичикам и застраивать другими зданиями.

Сердце Познани – Старый рынок с Ратушей. Здесь все перестраивалось и достраивалось по нескольку раз даже в XX веке. Однако меньше всего хочется заморачиваться дотошным знанием истории. Лучше просто любоваться ажурными домиками, выстроившимися как на параде. Где еще можно увидеть такую красоту?

Варшава – Лодзь – Познань