От Алматы городище находится в ста километрах. Проехав районный центр Узынагаш, поселок Кастек, мы оказались в предгорной местности удивительной красоты и энергетической силы – это чувствовалось сразу. С одной стороны – горы, с другой – степь, покрытая цветастым ковром. Лилового цвета душица, желтые цветы зверобоя, нежно-розовый степной горошек, белая, розовая, бордовая дикая роза, голубые васильки, красные маки – зрелище, которым хочется наслаждаться снова и снова.
Археологи разбили палаточный лагерь в долине горной реки Кастек. Место очень удобное – река дает воду для питья и прохладу в жаркий июльский день. Пищу, чай мы готовили на костре, как наши далекие предки. Трудно передать словами, какой необыкновенный вкус приобретают макароны с тушенкой, пропитанные дымком! Для нас, городских жителей, – это райский уголок! С наступлением вечера тишину нарушает только пение птиц да стрекотание кузнечиков…
Связь с миром – через горное ущелье
Городище раскинулось на площади 30 гектаров, а его центральная часть занимает 4 гектара. На территории можно четко увидеть выступающие на несколько метров вверх крепостные стены, башни, а в низине – мостовую. Были здесь и бассейны-“хаузы”, и бани. Как установили ученые, город начал формироваться c конца VII по IX век, затем интенсивно этот процесс шел с X до начала XIII века. Он претерпевал разные изменения, но не был разрушен или сожжен завоевателями, оставив для потомков богатое наследие. В XVII–XX веках на месте городища не было поселений, только сочные пастбища для скота. Поэтому все, что находят сегодня археологи, – оружие, предметы быта – очень хорошо сохранилось.
Издревле перевал Кастек служил для связи долин Шу и Иле. Упоминание об этом сохранилось в источниках XV века, описывавших поход Хромого Тимура. В 1375 году его армия из долины Иле направлялась в Атбаш через перевал Кара-Касман (Кастек).
Город лежит на Великом Шелковом пути, дорога уходит через ущелье Бесмойнак в известное городище Суяб – столицу Западно-Тюркского каганата. Раньше эта трасса соединяла с Китаем, Ферганой, Передней Азией. По ней передвигались караваны верблюдов и лошадей, груженных разнообразным товаром.
Нелегок труд археолога
Третий год сотрудники Института археологии им. Маргулана Министерства образования и науки РК совместно со студентами сантиметр за сантиметром раскрывают секреты древнего городища. Живут и работают в открытой степи фактически все лето. После завтрака вместе с будущими археологами – студентами исторического факультета Казахского национального педагогического университета им. Абая Нуржаном ИБРАГИМОВЫМ, Данияром СЛАНОМ, Абзалом ТОНДЫБАЕВЫМ, Мадиаром КАСЫМОВЫМ – я прикоснулась к истории. Как убедилась, труд археолога очень тяжелый, потому что целиком ручной. В арсенале каждого специалиста – лопата, щетка, нож и тачка для перевозки земли. За день искатели артефактов перетаскивают с места на место тонны земли – наполненная тачка весит в среднем 30–40 килограммов. Причем копать нужно не где попало, а так, чтобы освободить от земли основания построек, крепостных стен, мостовых, по которым можно составить представление о поселении в целом. Раскопки ведутся на площади примерно 200 квадратных метров.
– Чувство азарта переполняет, – единодушно высказались студенты. – Особенно когда что-то находишь, не хочется останавливаться.
В прошлом году мои собеседники нашли в земле очень интересные предметы быта – бронзовые чашу и светильник, ножи и даже… нательный крест! Все находки аккуратно очищаются от почвы, промываются в чистой воде, а после фотографируются и реставрируются.
Дома строили на века
– Место нетронутое, интересное, и верхний слой мы полностью вскрыли, – рассказывает ведущий научный сотрудник Института археологии кандидат исторических наук Арнабай НУРЖАНОВ. – Здесь обнаружены остатки культуры XIII–XIV века. В монгольскую эпоху городская культура во всем Жетысу приходит в упадок, начинается скотоводческий вид хозяйства. Последний период жизни городища Кастек связан с караханидской культурой. Уже к концу X века караханиды подчинили территорию от Кашгара до Мавераннахра. Это мощная городская культура, уникальная архитектура домов. Здесь строили двух-трехкомнатные глинобитные дома с добавлением сырцовых кирпичей. Дома были с двускатными крышами, располагались стена к стене. Перекрытия домов делали из дерева и камыша. Основание фундамента – каменное. Доступный и дешевый строительный материал брали в русле реки и горах. Если заглянуть внутрь домов, то здесь была предусмотрена шумо- и гидроизоляция, а также отопление по всему периметру дома. Отапливался даже пол!
В горшке сохранилась пшеница
Во время раскопок мы обнаружили интересные артефакты, по которым можно многое узнать о жизни людей этого городища: кости домашних животных, сосуды из глины для зерна, воды, молока. Они выполнены из местного материала, считающегося целебным, – белой глины – и очень хорошо сохранились. В одном из сосудов находилась пшеница, совершенно не тронутая временем. Вот что значит качественный материал! Ученые отдали редкую находку на экспертизу, чтобы определить, к какому веку она относится.
Среди других находок – глиняный горшок под колыбель младенца, тувак. При раскопке одного из жилищ найдены амулет и бусина из гагата, украшенная причудливым узором, напоминающим бурлящую реку и горы.
Мастера на все руки
Анализ археологического материала и письменных источников свидетельствует: город эпохи средневековья был центром прежде всего мелкого товарного производства.
Ремесленник, работавший на продажу или на заказ, и торговец, реализовывавший готовую продукцию, являлись главными действующими лицами городской экономики того времени.
В крупном средневековом городе проживали представители основных видов ремесленных профессий: ткачи, кузнецы, оружейники, медники, литейщики, ювелиры, гончары, портные, кожевники, сапожники, шубники, стеклоделы, валяльщики войлока, веревочники, свечники, мыловары, красильщики, маслобойщики, хлебопеки, кондитеры, мясники, циновники, строители, деревообделочники, каменщики, кирпичники. Кроме того, в источниках встречаются наименования более узких специальностей: латники, гвоздари, игольщики, кетменщики, ножевники, токари, колчанщики, ткачи по выработке поясов и тесьмы, изготовители повозок и юрт.
– Cудя по находкам, город был центром черной металлургии, – продолжает ученый. – Расцвет художественной обработки металла пришелся на эпоху Тюркских каганатов в VIII–XIII веках.
В это время были налажены дипломатические, торговые и культурные связи с сопредельными и дальними государствами – Китаем, Ираном, Византией, Сирией, Египтом, Индией и Древней Русью.
Судя по обнаруженным осколкам стекла, это производство тоже было местным. А буквально на днях археологи откопали остатки стеклянных емкостей вроде бутылок и графинов IX–X веков.
Естественно, в этих краях очень были развиты животноводство и земледелие. В степи наши предки выращивали просо, ячмень, пшеницу, виноград. О том, какие орудия они использовали, как готовили полуфабрикаты и сохраняли урожай, не имея холодильников, – в нашем следующем материале
В прошлом году во время раскопок городища ученые обнаружили старинные китайские монеты – это говорит о том, что торговля велась здесь достаточно бойкая. Ученые предполагают, что из Китая и других стран караваны везли специи, чай, шелк, оружие, а в городах Жетысу покупали или обменивали их на изделия из глины, стекла, металла, кожи.
P. S. Главные тайны городища Кастек-1, считают археологи, скрыты в его центральной части, где могли находиться монументальные строения – храмы, дворцы. Чтобы до них добраться, археологам нужно непрерывно копать еще минимум пять лет. А после городище будет подлежать реставрации и займет достойное место среди мировых памятников археологии и средневековой городской архитектуры.