Напрасные терзания
На первую нашу встречу несколько лет назад я ехала обеспокоенной: как себя вести?! Однако сомнения оказались напрасными. Рядом с Сиязбеком было комфортно, легко, не терзало чувство жалости. Я встретила не отчаявшегося и озлобленного на жизнь инвалида, а юношу полного жизни, смешливого и открытого. Пять часов кряду мы с ним говорили и говорили: представьте, о его планах на будущее! Сиязбек тогда как раз окончил одиннадцатый класс.
– Силен ты, мужик, – сказала я ему, прощаясь.
– Что есть, то есть, – улыбнулся парень.
Я снова и снова удивлялась природе человеческой, в которой такое большое место занимает упорство. Упорство человека, желающего, несмотря ни на что, не сворачивать с пути, который уготовила тебе судьба. В самое, казалось бы, безысходное время он сделал выбор: жив, вслед за людьми бежать не стану, буду идти рядом, не отставая. Решил – как клятву дал.
Сила притяжения
Потом я узнала: Сиязбек поступил в университет, на факультет переводчиков. Никто и не знал, что у абитуриента Далиева нет обеих рук. И только тогда, когда в гололедицу он, поднимаясь по ступенькам универа, упал, разбив лицо в кровь, и не смог подняться, многие разгадали непривычную его походку – прямую, не размахивая руками. И поняли, почему даже в знойные дни он ходит в рубашке с длинными рукавами. Огорошенные преподаватели и студенты ужаснулись, узнав, что каждый день ему надевают дома 15-килограммовые протезы, а вечером, снимая их, бабушка Меруерт старалась, чтобы он не заметил ее слезы. Не могла она без них смотреть на мозоли старые, задубевшие, и новые, еще свежие, с проступившими каплями крови от этого пудового бремени на плечах.
Ему здорово помогли. Сейчас Сиязбек носит свои “крылья”, которые весят около 6 килограммов. Университет окончил с отличием. В этом году поступил в Алматинскую академию спорта и туризма на факультет олимпийского спорта, отделение плавания, на заочное обучение. “Академики” за честь посчитали, что у них появился такой студент. Еще бы, ведь Сиязбек за последние два-три года только золотых медалей завоевал 12!
Абсолютное терпение
Мы не виделись пять лет, и радость наша при встрече была неподдельной. Было что рассказать, столько новостей! Во-первых, Сиязбек принимал нас в двухкомнатной квартире. Говорит, пока платит аренду, но скоро приватизирует. Он, как и в первую встречу, был веселым и радостным.
– Расскажи про свои достижения! – попросила я его.
Его племянник и незаменимый помощник Даниярбек, который живет с Сиязбеком, начал считать: 12 золотых медалей, 7 серебряных, 8 бронзовых. Здесь же памятные знаки “Человек года”, “Спортсмен года”. Лихо!
– И когда же ты это все успел? – с восхищением перебираю я медаль за медалью.
Со смехом Сиязбек начал рассказывать, как он первый раз попал на водную дорожку, захлебывался, тонул, пугался, а сердце радостно тарабанило: “Всё! Это мое!”. Плавал два года до изнеможения, но освоил все виды плавания.
– Хотелось бы на спине – легче, но мой стиль – баттерфляй, самый трудный.
Вся жизнь – тренировка
Каждое утро Сиязбек без будильника, по своим внутренним часам делает подъем. В 8 часов он уже должен быть в воде. Около трех километров – норма, чаще без остановки. Это в каникулы, которые сейчас идут.
Во время учебы еще одна тренировка – три часа хоть умри, и только потом чувствуешь, что ты возвращаешься к нормальной жизни, когда коснешься всем телом о прохладный спасительный край бассейна. Организм себе “рукоплещет”: молодец, ровно отработал, а хозяин недоволен. Плохо: 50 метров за 40 секунд.
– Это же отличный результат!
– Чтобы я вышел на международный уровень и попал на Паралимпийские игры в Рио-де-Жанейро в 2016 году, мне нужно проплывать полсотни метров за 36 секунд. И тогда только победа. Моя победа… Самый быстрый у нас – китаец Ксю Куин, у него результат – заветные мои 28 секунд. Он столько лет уже плавает. Он дерзкий, непобедимый пока. И спорт у них дерзкий, словно от этого зависит благополучие страны. На Паралимпийских играх в Токио у них в команде было 300 человек, в нашей – 7. Обидно. Они в Китае все помешаны на спорте, фитнесе. У нас ментальность другая.
Мы не сдадимся
Сиязбек – парень общительный. Но своими братьями считает двоих друзей. Один из них – Сагатжан, который поднял его в тот памятный день, беспомощного, на ступенях универа, и с тех пор всегда остается с ним рядом.
– Я его уважаю, он настоящий парень! Окончил университет и пошел добровольно служить в армию. “Косить” не стал, хотя и мог. Сейчас нас с Ануаром спаяла вода. Но самый важный человек в моей жизни – тренер Владимир Кириллович Загородний. Он тренирует инвалидов и по зрению, и страдающих церебральным параличом. “Ну что, бойцы, потрудимся на благо страны?!” – так он обычно начинает тренировку.
И мы тянем свои покалеченные тела как можно выше. Да, мы бойцы. Мы не сдадимся!
Астана