Повесть Санаева широко известна и популярна. Есть художественный фильм, поставленный режиссером Сергеем Снежкиным, вызвавший неоднозначную реакцию. Но одно дело кинематограф с его безграничными возможностями, другое – театр с большими ограничениями. Конечно, трудно переработать прозу в драматургию, поэтому и постановка получилась нетрадиционной, а с повествователем и использованием экрана. Это камерная драма, которая разворачивается в стенах советской квартиры, где, как в тюрьме, живет мальчик Саша со своими дедом и бабкой. Маму от воспитания сына отлучили, считая ее непутевой. В этом доме все определяет бабушка-истеричка, бабушка-тиран, любящая внука страшной, “сволочной” любовью. Ее роль исполняет Инга Машкарина, талантливая актриса с мощным темпераментом и большими голосовыми возможностями. Спектакль “нервный”, “надрывный”, строится в основном на роли бабушки. И актриса сделала ЭТО – держала в напряжении зал два часа без перерыва.
О чем он? О домашней тирании, об исковерканной жизнью женской душе, о будущем поколении, воспитанном несчастными женщинами. Словом, литовцы “загрузили” зрителей Астаны размышлениями о жизни, любви, о семье, взаимоотношениях поколений.
После спектакля мы взяли небольшое интервью у Инги Машкариной.
– Как Русскому театру живется в Вильнюсе?
– Нормально. Зрители охотно ходят к нам, некоторые спектакли идут с литовскими титрами. Молодежь, конечно, все больше склоняется к английскому, хотя русский тоже начали изучать.
– Я знаю, что ваш театр выигрывает на фестивалях во многих номинациях…
– Да. “Елка у Ивановых” очень высоко оценена. Это все Балис Вайкус – признанный миром режиссер, наш художественный руководитель. У нас есть разные спектакли, на любые вкусы. Есть серьезные, как сегодняшний, есть комедии, “кассовые” вещи. И так жизнь тяжелая, жесткая, жестокая, и людям хочется расслабиться. То есть привычный репертуар постсоветских театров.
– Почему вы взяли такой сложнейший материал?
– Наверное, потому, что время идет, а проблемы те же.
– Ваше амплуа?
– Я характерная актриса. Но и в комедиях играю, и овечкой могу быть. Люблю детские спектакли.
– Очень интересна ваша интонационная работа в роли бабушки, где легко скатиться к фальши. Вы контролируете свой голос?
– Нет. Я просто отдаюсь, помню задачу, которую поставил режиссер. Это уже мое, я в этом живу, отключаюсь от возраста, от себя самой и становлюсь… бабушкой-истеричкой!
Астана