Иногда это случайность, подростковая удаль, срыв злости или обиды. Иногда – признак невроза, опасной деформации личности или даже душевного заболевания. Где пролегает грань между глупой выходкой и симптомом недуга?
«Вырастет из сына свин…»
Опытные педагоги знают – порой из «ужасных» мальчишек и «скверных» девчонок вырастают знаменитости. От Сильвестра Сталлоне стонали учителя, Яна Поплавская была отпетой хулиганкой, Аврил Лавин регулярно выгоняли из класса, Анжелина Джоли демонстративно целовалась с мальчишками, Кристина Агилера в 15 лет бросила школу, а Дрю Бэрримор в 13 лет считали неисправимой алкоголичкой. Опытные психологи знают другое – у маньяков-убийц, людей с асоциальным, разрушительным поведением опасные наклонности формируются в раннем детстве, будущие Чикатило выкалывают глаза котятам и забивают камнями собак. Разобраться, чем вызвано опасное поведение мальчика или девочки, могут только специалисты, причем одного визита к врачу не хватит – девиантное (отклоняющееся от общепринятого) поведение диагностируют месяцами и лечат годами, а то и десятилетиями. С чем могут столкнуться родители?
Пиромания
Огонь издавна притягивал людей – всем нам доводилось наслаждаться теплом походного костра или очарованием камина. Но порой любовь к пламени превращается в одержимость – пироманию. Человек, страдающий этой девиацией, не в состоянии удержаться от контакта с огнем, он стремится поджигать все что угодно – стога сена, машины, дома. В XIX-XX веках болезнь была так распространена, что психологи 30-х годов тестировали на пироманию беспризорников и подростков-правонарушителей. В наши дни это не самая частая девиация, однако и с ней можно столкнуться.
Многие дети хотя бы раз пробовали играть со спичками, разжигать костер во дворе, поджигать тополиный пух. Как правило нескольких экспериментов хватает, чтобы интерес пропал. Маленький пироман, наоборот, все чаще стремится играть именно с огнем, не осознавая опасности и разрушительности своих игр. Если вам приходилось больше 3-4 раз отнимать у ребенка спички и при этом слова «огонь», «поджог» постоянно фигурируют в его речи, а изображения пламени в рисунках – проконсультируйтесь с психологом. Возможно, удастся подыскать социально приемлемую форму реализации влечения – медики считают, что среди пожарных, кузнецов, жонглеров и фокусников, работающих с огнем, скрытых пироманов не так уж мало.
Выпивка
Мало что так огорчает родителей, как подросток, дышащий перегаром. Если верить опросам школьников, только 4% выпускников ни разу не пробовали алкоголя. В детском возрасте алкоголизм формируется за считанные месяцы, приводит к тяжким последствиям, повреждая растущий организм. Однако всегда ли следует поднимать панику, честя сына или дочь пьяницей?
Почти все подростки, как видно из статистики, пробуют алкоголь. Но частенько делают это «за компанию», из любопытства, от скуки или желания казаться взрослее. И во многом от родителей, их мудрости и понимания зависит, пустит ли дурная привычка корни или останется в прошлом вместе с другими эпатажными подростковыми выходками. Найдите время, чтобы обсудить с подростком проблему алкоголя и алкоголизма, постарайтесь подобрать ему здоровые увлечения и интересные занятия, компанию сверстников с правильными привычками. Не устраивайте сцены, если ребенок в первый раз пришел домой навеселе, помогите ему осознать, что это может стать проблемой, поддержите, а не отталкивайте его. Обращаться к психологам и медикам следует, если несовершеннолетний сын или дочь начали употреблять алкоголь регулярно – даже банка пива в выходной говорит о формирующейся привычке.
Клептомания и воровство
Большинство детей хотя бы раз пробует взять что-то без спроса. Но есть серьёзная разница между взятой из буфета конфетой, «случайно упавшей в карман» жвачкой в супермаркете и «проверкой» кошельков у одноклассников. Для родителей всегда шок обнаружить, что их милое дитя ворует. Но прежде чем отчитывать ребенка, важно разобраться, почему он это делает, что его побудило.
Маленький воришка может красть по нескольким причинам – ему нужны наличные деньги, чтобы привлечь к себе внимание подарками, отдать долг, отомстить кому-то, приобрести сладости, лакомства или вожделенную игрушку. У детей из казенных учреждений, привыкших к общим игрушкам и ботинкам, жесткое понятие «свое-чужое» появляется только через несколько лет, проведенных в семье.
В отличии от воришки, юный клептоман крадет потому, что не красть не может. Он не видит ни смысла, ни практической выгоды, он крадет даже зная, что его поймают за руку. Клептоман одержим болезненным влечением к воровству так же сильно, как алкоголик или эксгибиционист – он не может отказаться от пагубной привычки одним напряжением воли.
Главное отличие клептомана от вора: вор планирует кражу, клептоман нет; вор действует осознанно, клептоман спонтанно; вор радуется добыче, клептоман стыдится её; вор реализует в свою пользу награбленное, клептоман прячет подальше или выбрасывает.
Воришку можно попытаться перевоспитать, клептомана можно лишь вылечить. И не стоит забывать, что клептомания может быть симптомом душевной болезни.
Бродяжничество
Про то, как мальчишки, собрав пожитки, бегут из дома «в джунгли к индейцам», много написано в приключенческих романах. Стремление вырваться из гнезда навстречу новой жизни нормально и полезно для детей. Однако при тяжелых стрессах, депрессии, душевных заболеваниях, это стремление может с легкостью обернуться болезнью.
Дромомания (страсть к бродяжничеству) чаще всего одолевает детей 8-16 лет. От естественного желания попутешествовать и поискать приключений дромомания отличается так же сильно, как клептомания от склонности к воровству. Ребенок сбегает из дома (из лагеря, больницы, детского учреждения) по любому надуманному поводу, а то и вовсе без него, из-за ссоры, конфликта, бытовых неурядиц. Зачастую постфактум он даже не в состоянии объяснить, почему убежал.
Порой с возрастом симптомы болезни ослабевают или переходят в более социально приемлемые формы, но рассчитывать, что сын или дочь «перерастут» дромоманию, не стоит. А вот тщательно обследовать ребенка хотя бы в двух разных клиниках, чтобы уточнить диагноз и убедиться, что причиной побегов стала не опухоль мозга, шизофрения или скрытая форма эпилепсии – необходимо. Иначе есть риск, что исчезнув из дома неизвестно куда, ваше дитя однажды пропадет без вести.
Агрессия
Драки, особенно среди мальчишек – естественный этап взросления. Даже самый кроткий школьник может толкнуть приятеля или стукнуть его портфелем по голове. Жестокое обращение с животным из любопытства или естествоиспытательского интереса тоже не редкость – нет ничего хорошего в том, чтобы оторвать мухе крылышки или постричь кошку, но многие дети так поступают и не вырастают преступникам. Однако на каждый эпизод жестокости, неважно выражена она словами или действиями, следует обращать пристальное внимание.
Если ребенок систематически угрожает: «искалечу!», «убью!» и набрасывается с кулаками, кусает и щиплет близких, товарищей по игре – это не нормально. Если родители и учителя в школе регулярно приходят с жалобами на побои, учиненные вашим отпрыском – это тоже не нормально. Если регулярно дерется девочка, это вообще особый случай – уровень агрессивности у девочек изначально намного ниже. Особенно следует обратить на страсть к мучительству, стремление убивать и калечить животных, унижать сверстников. Это не показатель мужества, а симптом патологии. Отдельного внимания заслуживает привычка мальчиков проявлять агрессию с сексуальным подтекстом, то есть хватать сверстниц за грудь, задирать им юбки – с учетом переизбытка тестостерона такое поведение может привести юношу к изнасилованию, а потом к тюрьме. Жестокому подростку нужна помощь. И чем раньше её оказать, тем меньше шансов, что из озлобленного тинэйджера вырастет настоящий преступник.
http://www.km.ru/zdorove/