В ушедшем году в лечебные учреждения через госзакупки стали попадать некачественные, а то и контрафактные средства дезинфекции.
Направо пойдешь…
До марта 2020 года слово “дезинфекция” у рядового казахстанца, далекого от медицины, вызывало ассоциацию разве что с травлей насекомых и грызунов. Однако пандемия вернула изначальное смысловое значение этому слову. Сейчас едва ли не у каждого казахстанца в кармане, в машине или в сумочке лежит антисептическое средство для обработки рук. При входе в учреждения, магазины и парикмахерские установлены дозаторы со спиртовой жидкостью для тех же целей. Качество их содержимого – это другой вопрос. Но в нашей статье речь пойдет об ином, гораздо более актуальном, аспекте этой проблемы.
– В отличие от всех других казахстанцев, медики в своей работе и раньше пользовались средствами дезинфекции, – поведала руководитель инфекционного центра многопрофильной больницы Караганды, профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Карагандинского медицинского университета, врач-инфекционист с 20-летним стажем Хатуна ДЕВДАРИАНИ. – Думаю, любому человеку понятно, для чего. Чтобы избежать внутрибольничной инфекции. То есть тех заболеваний, которые может получить как больной, так и персонал медицинского учреждения. Здесь очень многое зависит от дезинфекции как помещений, так и поверхностей, инструментов, соприкасающихся с телом пациента.
По словам Хатуны Георгиевны, дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация изделий медицинского назначения являются обязательными процедурами в медучреждениях, поскольку направлены на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов – вирусов, бактерий, грибков и т. п.
– До пандемии у нас не было проблем, связанных со средствами дезинфекции. В стране по пальцам можно пересчитать те предприятия, которые производят качественную продукцию для больниц. Но первая волна коронавирусной инфекции, пришедшая в Казахстан весной прошлого года, перевернула всё с ног на голову. Возросший спрос на средства дезинфекции породил сначала их дефицит, а затем, когда предприимчивые дельцы, уловив конъюнктуру рынка, стали гнать антисептики из чего попало и участвовать с этими сомнительными средствами в госзакупках, – большие проблемы.
В своем письме министру здравоохранения РК Алексею Цою руководители лечебных учреждений пишут: “При закупках средств дезинфекции мы оказались в позиции буриданова осла. С одной стороны, не можем отдать победу в тендере проверенным поставщикам, если предложенная ими цена оказалась выше, чем у конкурентов. С другой – не можем принять товар, закупленный по самой низкой из предложенных на торгах цене, если средства дезинфекции не соответствуют необходимым критериям качества. В связи с этим всё чаще возникают спорные ситуации, приводящие к долгим судебным тяжбам, а лечебные учреждения рискуют оставаться без средств дезинфекции…”.
Выход авторы письма видят в том, чтобы отнести дезсредства, используемые в медицинских целях, к особой категории. “В лечебных учреждениях используют кожные антисептики для гигиенической и хирургической обработки рук, мест инъекций, локтевых сгибов доноров, операционного поля, что остро ставит вопрос о необходимости закупки антисептиков высокого качества и выделения их в отдельную группу – “медицинские изделия”, – пишут они.
– Если минздрав услышит нас и пойдет навстречу, деятельность по производству таких дезсредств станет лицензируемой, что автоматически означает жесткий контроль качества, и отрежет путь к госзакупкам недобросовестным поставщикам, – отмечает Хатуна Девдариани. – А это значит, минимизируются риски подхватить внутрибольничную инфекцию для пациентов и для медперсонала.
От контрафакта до подложных документов
Тревога людей в белых халатах вполне обоснованна.
Пока все попытки недобросовестных предпринимателей продать больницам некачественные средства дезинфекции благодаря бдительности медперсонала пресекались и не повлекли за собой тяжких последствий.
Но если однажды некачественная жидкость каким-то образом “просочится” в больничные стены и будет пущена в дело? Кто будет отвечать за последствия? Нетрудно догадаться.
А число побед в тендерах невесть откуда взявшихся в пандемию производителей дезсредств по бросовым ценам растет с каждым днем.
За год до нашествия коронавирусной инфекции, в июне 2019 года, “КАРАВАН” в статье “Дезсредства сомнительного качества – бомба замедленного действия” рассказал о том, как сразу 2 медучреждения – Казахский научный центр дерматологии и инфекционных заболеваний министерства здравоохранения РК и противотуберкулезный диспансер города Нур-Султана – заявили, что им были поставлены некачественные дезсредства. Причем в первом случае речь шла о контрафактной продукции. Под маркой ТОО “Производственный холдинг “Аврора” некое ИП “Дезэфект” поставило в научный центр жидкость непонятного происхождения. Было возбуждено уголовное дело, предпринимателя, продавшего научному центру поддельное дезсредство, признали недобросовестным поставщиком. А чтобы медучреждение на время судебных тяжб не осталось без средств дезинфекции, настоящий производитель снабдил его оригинальным антисептиком.
Что касается тубдиспансера г. Нур-Султана, здесь ситуация оказалась еще сложнее. Руководство медицинского учреждения проводило мониторинг закупа дезинфицирующих средств на 2019 год и выявило, что дезсредство производства ТОО “Бо-На”, которое было приобретено в результате конкурса на портале госзакупок, не соответствует заявленной технической спецификации. То есть не имеет в своем составе компонентов, необходимых для дезинфекции именно в туберкулезном диспансере. А протоколы исследований, которые победитель конкурса предоставил конкурсной комиссии, – поддельные. В этом случае, помимо пересмотра итогов закупа, руководство столичного тубдиспансера предприняло и более радикальные меры – обратилось в прокуратуру и в суд. Фирму внесли в реестр недобросовестных поставщиков.
Как видим, еще до пандемии и связанного с ней ажиотажного спроса на антисептики страсти вокруг средств дезинфекции кипели нешуточные.
Поэтому во время первой волны коронавируса никого не удивляли регулярно появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в разных регионах Казахстана выявлялись и уничтожались партии контрафактной продукции. Карагандинский производитель дезинфицирующих средств – ТОО “ГросФарм” – также не раз обнаруживал “свою” продукцию там, куда ее не поставлял. В марте текущего года, например, поддельные антисептические спреи под зарекомендовавшей себя торговой маркой были поставлены в поликлинику № 1 города Темиртау. “Антисептик поддельного производства “Алкосепт” под торговой маркой “ГросФарм” реализовали в поликлиниках Карагандинской области. Все обстоятельства выясняются. Начато досудебное расследование по статье “Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров или услуг”, – сообщили тогда в департаменте экономических расследований Карагандинской области.
Да что тут говорить! Подпольные цеха по производству контрафактной продукции, пользовавшейся повышенным спросом в первую волну коронавируса, правоохранительные органы “хлопали” едва ли не каждую неделю.
В стремлении сорвать куш на пандемии, на производство “самопального” антисептика тогда переориентировались многие изготовители автомобильной химии, лакокрасочных изделий, бытовых моющих средств и иже с ними.
Осторожно: опасно!
По словам коммерческого директора ТОО “ГросФарм” Михаила МОМЦЕЛИДЗЕ, самое грустное заключается в том, что многие из “контрафактников” первой волны коронавируса сумели закрепиться на рынке и уже во втором полугодии вовсю предлагали свою продукцию оптом, в розницу и на онлайн-площадках закупок государственного и квазигосударственного секторов.
– Главная проблема как для нас, производителей, так и для медицинских учреждений сегодня состоит в том, что дезинфицирующие средства, используемые в лечебных учреждениях, не относятся к категории “медицинская продукция”, а потому не подлежат соответствующему лицензированию, – сетует Михаил Шотаевич. – Хотя до мая 2019 года наша продукция входила в реестр средств, необходимых для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, и закупалась лечебными и лечебно-профилактическими учреждениями согласно постановлению правительства РК от 30 октября 2009 года № 1729. А в некоторых регионах страны – не на портале госзакупок, а централизованно, через управления здравоохранения. Таким образом, медицинские учреждения были застрахованы от недобросовестных производителей и некачественных средств дезинфекции. Какие казахстанские госучреждения тратят большие суммы на закупку обычных медицинских масок и перчаток
Как объяснил наш собеседник, производителей дезсредств, годных для применения в медицинских целях (для обеззараживания поверхностей предметов, медицинских инструментов, материалов во избежание распространения внутрибольничной инфекции), и сейчас – единицы в Казахстане.
Ведь производимая ими продукция разрабатывается специально едва ли не под потребности каждого лечебного учреждения, проходит множество испытаний и проверок со стороны соответствующих госорганов.
И конкурентная среда в этом сегменте отечественного производства всегда была крайне узкой. Пока не грянул коронавирус.
– Мы с нашей продукцией никогда не ориентировались и не собираемся ориентироваться на розничного потребителя, – объясняет Михаил Момцелидзе. – Но в условиях пандемии, когда поневоле вдруг пришлось конкурировать в госзакупках больниц со вчерашними производителями бытовой химии и “незамерзаек” для автомобильных стекол, ситуация стала просто абсурдной. По условиям госзакупок, торги выигрывает тот предприниматель, кто предложит наиболее низкую цену. Качественная продукция для больниц априори не может стоить дешево, ведь она складывается из стоимости множества компонентов высокого качества и включает в себя сложную работу технологов, разрабатывающих уникальные формулы.
А та жидкость, которую предлагают новоявленные производители антисептиков, содержит порой опасные для жизни и здоровья людей компоненты, зато стоит дешевле дешевого.
Самый простой пример: качественный изопропиловый спирт, который используем в своем производстве мы, такие дельцы заменяют на технический, который вреден для здоровья и может вызвать кожные реакции. Или и того хуже – метанол, который неотличим от этилового спирта, но применение которого может привести к трагическим последствиям – от слепоты до смерти.
Михаил Шотаевич уверенно заявляет: некачественно изготовленный продукт, даже если не несет непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, наносит вред уже тем, что неэффективен в плане уничтожения опасных микроорганизмов – вирусов, бактерий, грибков. В том числе и самого страшного для человечества на сегодняшний день – COVID-19.
Мухи – отдельно, котлеты – отдельно
Сложившаяся ситуация тревожит не только медиков, но и производителей средств дезинфекции. Со своей стороны, они также вышли с обращением – к руководству Нацпалаты “Атамекен” и министерства финансов, на электронной площадке которого ныне проводятся закупки больницами. В нем они предлагают решение созданной во время пандемии проблемы следующим образом: “Сейчас, в условиях пандемии, нужно задуматься о том, что необходимо разбить все дезинфицирующие средства на категории с разными спецификами. В отдельную группу выделить дезинфицирующие средства бытовой химии, не требующие жестких стандартов и требований. И отдельно выделить категорию дезинфицирующих препаратов, используемых для проведения профилактических и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, стерилизации изделий медицинского назначения, контактирующих с организмом человека. Иными словами, выделить в особую группу товаров дезинфицирующие препараты, влияющие на состояние здоровья населения и качество работы во многих лечебных учреждениях. Острая необходимость такого разграничения по специфическим подгруппам и лицензирования средств, используемых для проведения профилактических и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, продиктовано нынешними событиями по поставке в медучреждения дезсредств низкого качества”.
Авторы обращения считают, что проведение централизованного закупа дезинфицирующих средств (антисептиков) для работы лечебных учреждений в целях проведения профилактических и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, выведение их в особую группу и включение в раздел “медицинские изделия”, а также лицензирование этой категории средств, могут решить проблему, созданную связанным с пандемией высоким спросом на средства дезинфекции. И обезопасить казахстанцев.
КАРАГАНДА