В пятничный вечер, когда уже стемнело, на проспекте Сейфуллина ниже проспекта Райымбека разбился велосипедист. Он провалился в огромную яму (!)… на тротуаре.
– Я ехал на скейте, – рассказывает 18-летний Руслан, – и увидел в провале тротуара троих парней. Один держится за голову, видимо, сильно ее разбил, а двое других достают из ямы поломанный велосипед. Они, наверное, не увидели ловушку, – когда едешь вниз по улице, то сразу ее не заметишь.
За два года провал, который жители уже прозвали “волчьей ямой”, достиг внушительных размеров: четыре метра в ширину, два в длину и около полутора – в глубину. А проложили этот тротуар всего пару лет назад, когда меняли здесь тепломагистраль, распределяющую тепло от ТЭЦ-1 по городу. Но талой и дождевой водой асфальт и землю промыло…
Последнее слово техники
Как говорят жители близлежащих домов, обновляя трубы теплосети, коммунальщики увеличили их диаметр, расширили тепловые камеры и оборудовали их датчиками электронного управления. Как говорится, по последнему слову техники! Только в результате тротуар и бордюры в этом квартале поднялись выше дороги метра на полтора. И если раньше талые и дождевые воды стекали по проезжей части, то теперь идут по газонам и тротуарам вдоль многоэтажных жилых домов. Ливневой же канализации строители не предусмотрели вовсе. Так что с введением “новых технологий” уличная вода хлынула к подножию столбов электроосвещения, под фундаменты и в подвалы зданий, а земля и асфальт стали проваливаться.
Жители не раз писали жалобы в городской акимат, прилагали фотографии. Но в ответ получили лишь письмо, в котором коммунальщики ссылаются на подрядчика, некое предприятие “Куаныш С”, которое вроде бы должно устранить все огрехи. Прошло уже два года, а проблемы лишь усугубились.
– Когда мы попытались дозвониться до этого предприятия, – говорит председатель местного КСК “Комек” Людмила САВКОВА, – то по номеру их телефона нам ответили, что такие там больше не работают. Что же это получается? Если начнут падать эти бетонные столбы, то отвечать за аварии будет некому? А ведь вода уже подтапливает не только их, но и наши дома!
Лужи по колено
Еще одно место вселенского потопа мы обнаружили на улице Толе би, восточнее ее пересечения с улицей Софьи Ковалевской. Как говорят горожане, во время дождя эта лужа превращается в настоящий океан. Иные кондукторы своих пассажиров здесь на остановке в автобусы чуть ли не на руках заносят (не терять же им лишние 80 тенге). Перепрыгнуть с остановки на подножку транспорта получается не у всех, идти вброд тоже непросто – лужа выше колена! Арычная система в этом месте построена так, что со своими задачами не справляется. Такое впечатление, что градостроители, прокладывавшие эту магистраль, арыки и тротуары, вообще не представляли, как это грамотно сделать.
Ровно… на глазок
И еще одно место после очередных городских “реконструкций” стало чрезвычайно опасным для движения людей и автомобилей. Это улица Бекмаханова вблизи пересечения с проспектом Суюнбая. Там на опасном повороте трассы дождевая и талая вода, говорят, стала скапливаться после того, как оборудовали строительный базар. И теперь, особенно во время сильных дождей то и дело случаются ДТП. А арычную систему “благоустроители” и здесь проложить не догадались.
– Все коммуникации, а в особенности стратегические магистрали города, должны возводиться по проекту, строго по определенным планировочным отметкам, – говорит архитектор Андрей СТАРКОВ. – И проект должен быть тщательно просчитан, чтобы дождевые воды попадали строго в ливневую канализацию. Уклоны на глаз определить невозможно, их вычисляют только по приборам. А когда строительные бригады то ли по причине экономии средств, то ли из-за безалаберности прокладывают дороги, арычные сети, линии электропередачи без топосъемки, “на глазок”, то и получается, что вода течет в подвалы домов, размывает тротуары, образует огромные опасные лужи и промоины на проезжей части.
Жаль только, что за ошибки проектировщиков и строителей приходится расплачиваться обычным горожанам.