Где жили казахская Ванга и дочь Турара Рыскулова - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Где жили казахская Ванга и дочь Турара Рыскулова

Где жили казахская Ванга и дочь Турара Рыскулова

Нужно уметь “разговорить” сухие архивные документы, преподнести почерпнутую в них информацию так, чтобы людям было понятно и интересно, чтобы рассеялся туман прошлого

  • 12 Января 2021
  • 2092
Фото - Caravan.kz

Благословенная земля, даровавшая миру великих личностей и ставшая приютом для чужестранцев. Горы, реки и озера этого края хранят тайны и легенды, в которых небесные силы и аруахи помогают праведным людям, а тропы помнят шаги Казыбека би, Мади БАПИУЛЫ, Абая, Алихана БУКЕЙХАНОВА и Амре КАШАУБАЕВА. Это все – о Каркаралы.

Судьбы деревьев и людей

Большая часть казахской интеллигенции родом именно из Каркаралинска. Об этом и многом другом мне поведал известный краевед, этнограф, уроженец Каркаралы Ерлан МУСТАФИН.

– Официально годом основания моей малой родины считается 1824-й. Но до этого здесь было поселение, и Каркаралинску, возможно, 3–4 тысячи лет, – начинает свой рассказ Ерлан Мустафин.

Краеведением собеседник “КАРАВАНА” занимается более 20 лет, за эти годы написал 11 книг, на днях выйдет в свет сборник избранных произведений “Останутся в памяти народа”, а начиналось все с…кедра.

– Мой дедушка Спатыл был лесником, от него мне передалась любовь к природе. Я часто гулял по окрестным лесам, видел сосны, березы и однажды задумался, почему нет кедров, ведь раньше они радовали глаз местных жителей. Начал искать информацию, выяснил, что высаженные энту-зиастами деревья срубили бесчувственные дровосеки. Но одно дерево уцелело. Так я написал первую краеведческую статью “Судьба каркаралинских кедров”, а потом уже взялся за судьбы людей, – вспоминает Ерлан.

Молодой каркаралинец ходил к местным бабушкам и дедушкам, записывал рассказы старожилов.

– Никогда не думал, что все эти записи мне пригодятся, что я буду в архивы ездить и книги писать. А позже мне принесли книгу Курбангали ХАЛИДИ “Тауарих-и хамса-и шарқи” (“История пяти стран Востока”) 1910 года издания, и я узнал, что наш предок по бабушке – Жолдасбай АТАЖАНОВ – был первым краеведом Каркаралинска и переписывался с Курбангали, отправлял ему исторические материалы в город Чугучак (Китай), которые автор внес в свою книгу. Вот такой зов крови.

По признанию Ерлана, когда ему плохо, он идет в дом своего предка:

– Там живут чужие люди, они знают, что это дом моего ата, и запускают меня. Посижу – и хорошо становится, силами наполняюсь; шанырак и стены дают мне новые идеи и ключи к поискам.

Ведомый высшими силами

Духи умерших – аруахи – сопровождают Ерлана Мустафина во всех его благих делах. Помимо краеведения он помогает людям со всего мира отыскать свои корни, восстановить родословную.

– Много людей обращаются, просят найти могилы предков. Однажды позвонил наш соотечественник, проживающий в Москве, попросил найти следы его прародителей, живших в Каркаралы и похороненных, по его сведениям, в Петропавловске. Той же ночью ко мне во сне явился предок мужчины и показал место захоронения с коктасом (могильный памятник). “Мен осы жерде жатырмын” (“Я лежу здесь”), – сказал он.

Наутро я направился на зират (мусульманское кладбище) в Каркаралы и нашел то место, которое мне указали во сне. Прочитал надпись на арабском: “Саяф кажи, 7 раз совершивший хадж, умер в 1919 году”… Позвонил его потомку, сообщил весть. Вместе с родными он потом приезжал, посетил дом и могилу предка, хотели ас (поминки) провести, но из-за карантина не стали, – рассказывает Ерлан.

Многие надписи на арабском на старых могилах едва можно прочесть. И тогда Ерлан прикасается пальцами к выбитым буквам и, ведомый высшими силами, расшифровывает письмо.

– Небесные силы дают мне во снах и наяву знаки, путеводителями моими выступают. Как-то раз искал информацию об одном человеке, и во сне мне показали номер фонда и архивного дела. На следующий день иду в архив, заказываю дело и нахожу всю нужную информацию!.. Аруахи помогают мне возродить их имена из забвения и сохранить в истории, хотят, чтобы их помнили и поминали, – отмечает краевед.

И эти же силы не отпускают Ерлана при малейшей попытке покинуть Каркаралы: “Бармайсың!” (не поедешь), – говорят – сами или через незнакомых людей.

Кара небесная

Наш разговор происходит в доме Ерлана Мустафина, где на одной из стен висит портрет Абая.

– Будущий великий поэт, как и его племянник Шакарим, родился в Кучук-Тобыктинской волости Каркаралинского уезда. Позже Кучук-Тобыктинская волость стала Чингизовской и была отнесена к Семипалатинскому уезду. Это произошло в 1869 году.

О рождении Оспана, брата Абая, имеется запись в метрической книге Каркаралинской мечети за 1852 год. Возможно, была бы отметка и о рождении Абая в 1845 году, но тогда в Каркаралинске еще не было мечети и метрические книги не велись, – рассказывает хозяин дома.

Истории Каркаралы и семьи КУНАНБАЕВЫХ тесно переплетены. Именно здесь отец Абая Кунанбай УСКЕНБАЕВ, назначенный в 1849 году ага-султаном (аким – по-современному), завершил строительство мечети, начатое его предшественником Кусбеком ТАУКИНЫМ.

– В честь открытия мечети Кунанбай устроил той, на котором был и малыш Абай… Я хочу написать книгу про имамов Каркаралинской мечети, существовавшей в период 1851–1928 годов, от самого первого – Хасана ахуна, которого назначил Кунанбай, до последнего имама Оралбека ЖУБАНЫШЕВА, в годы советской власти подвергшегося, как и многие духовные лица, гонениям.

Дом, где останавливался Абай
Дом, где останавливался Абай

Когда только начал поиски информации об Оралбеке, никаких зацепок не было – только имя. Старожилы не помнили, куда он исчез, куда уехали его дети. Мне удалось найти дочерей последнего имама Каркаралинской мечети, записать их воспоминания об отце. Одна из них умерла в 100-летнем возрасте, другая тоже прожила до глубокой старости.

Интересна история самой мечети. Советская власть пыталась уничтожить этот духовный храм, как и другие по всей стране. В здании с приходом красных находились разные организации, например, Дом пионеров, потом оно опустело. Сюда заходил скот, а старые книги и записи на арабском по ветру разлетались по городу. Но земная власть даже в смутные времена не могла противостоять власти небесной. А тех, кто посягал на святое, настигала страшная участь. Ерлан Мустафин зачитывает отрывок из своей газетной статьи:

“…Все взгляды людей устремлены на минарет мечети Кунанбая хаджи. Собравшиеся вокруг мечети жители Каркаралинска со слезами на глазах наблюдают за происходящим. Советская власть дала приказ: расстрелять и сбить полумесяц, который простоял со времен Кунанбая Оскенбайулы, отца великого поэта Абая!

Несколько смельчаков попытались выстрелить, но промахнулись. Из толпы вышел еще один храбрец по имени Имаш. Лишь ему удалось попасть в цель. Полумесяц упал на землю. В следующую же минуту изумленные жители стали свидетелями загадочного происшествия. Сбивший полумесяц с минарета стрелок вдруг свернулся клубком и тут же испустил дух!”.

Что же случилось с символом ислама потом? В 1930 году, когда произошло это кощунственное преступление, полумесяц подобрал местный аксакал и прятал его дома до конца жизни. После его смерти дети положили полумесяц в тумбочку… Какие тайны скрыл музей Абая от Президента страны

– Перед открытием мечети один аксакал забрал святыню, хотели повесить ее на минарет новой мечети, но что-то случилось, следы ее затерялись, а аксакал умер.

Через много лет чудом я нашел полумесяц в сарае среди груды металлолома, который хотели отправить в Китай (видимо, молодое поколение не знало историю реликвии), и теперь храню его, – делится с нами краевед.

Саму мечеть, к сожалению, снесли еще в конце 80-х. Ныне стоящее здание построено уже в наше время и находится по соседству с домом, где останавливался Абай.

Письма от дочери Рыскулова

Спрашиваю Ерлана: были ли в этом потоке историй и судеб те, которые запомнились ему особенно?

– Каждая история оставляет след в моем сердце. Однажды старожилы поведали мне, что в Каркаралинске жила дочка “врага народа” – репрессированного и расстрелянного Турара РЫСКУЛОВА Майя. Я проверил информацию, изучил материалы в архивах и выяснил, что Майя Тураровна действительно после лагеря была сослана в Каркаралинск, работала в местной ветбаклаборатории. А потом, после смерти Сталина, получила расчет и уехала в неизвестном направлении…

Я нашел дочь прославленного борца за права тюркских народов в Москве, началась переписка. В материале под названием “И началась темная ночь” с разрешения Майи Тураровны я отразил лишь фрагменты ее воспоминаний. Сколько тяжелых горестных моментов пережила эта женщина: детдом, Бутырка, Лубянка. У меня хранится 20 писем от Майи Тураровны, в одном из них она говорит: “Дорогой Ерлан, наверное, это мое последнее письмо к тебе. Болею сильно…” – рассказывает собеседник.

Казахская Ванга

– Имя Толеубике НАКИНОЙ было известно во всем Казахстане, ее называли казахской Вангой и Нострадамусом. В народе ее звали Кутпанбайдын кумалакшы байбишеси. Толеубике-апа предсказала авиакатастрофу в августе 1979 года, когда два ТУ-134 столкнулись над Днепродзержинском. На одном из них летели игроки известной на весь Союз ташкентской футбольной команды “Пахтакор”. Предрекла она и день смерти Сталина.

Ерлан Мустафин
Ерлан Мустафин

Ерлану Мустафину Толеубике-апа явилась во сне и сообщила, сколько страниц будет в книге краеведа “Их называли святыми…”, одна из глав которой посвящена провидице:

– Я даже записал в блокнот это число. Вскоре повезли книгу в типографию Караганды, и выяснилось: вышло ровно столько страниц, как и сказала Толеубике-апа!

Ясновидящая помогала находить пропавших людей, скот и прочее имущество. Так, однажды она указала милиции, где преступник скрывал свою жертву – 13-летнюю девочку, а также назвала начальнику зоны имя заключенного, укравшего его пистолет и документы. А еще Толеубике избавляла страждущих от неизлечимых, по меркам официальной медицины, болезней.

Возвращение к истокам

Собирая по крупицам скудные порой сведения, изучая многотомные дела в архивах Казахстана и зарубежья (многие из них стали с некоторых пор платными, что также осложняет работу специалиста), находя потомков людей, живших в Каркаралы, Ерлан Мустафин нанизывает каждую историю, словно жемчуг, на нити судеб нескольких поколений и, как проводник, восстанавливает некогда прерванную связь.

– Прийти в архив и найти нужные тебе папки – это еще полдела. Нужно уметь “разговорить” сухие архивные документы, они должны беседовать с человеком, все почерпнутую в них информацию важно преподнести так, чтобы людям было понятно и интересно, чтобы рассеялся туман прошлого. И у меня вроде получается – спасибо Всевышнему! А потомки радуются, бата (благословение) дают, – говорит краевед.

Благодаря Ерлану автору этих строк удалось отыскать сведения о своих предках.

Выяснилось, что моя бабушка по отцовской линии является близкой родственницей Хасена АКАЕВА – волостного управителя, на чьей территории проходила знаменитая Кояндинская ярмарка.

Передовой управленец, меценат Хасен Акаев одним из первых открыл казахско-русскую аульную школу. В годы советской власти был вынужден перебраться в Петропавловск, где и умер. А спустя годы в самом северном городе Казахстана родилась я. Но это уже совсем другая история

Нур-Султан – Каркаралинск