На днях российские СМИ сообщили, что Совкомбанк купит у казахстанского Евразийского банка 100 процентов акций его дочернего одноименного банка в России после получения согласования Банка России. Таким образом, еще один иностранный инвестор уменьшает свое присутствие на российском банковском рынке, и с 2008 года это превратилось в самую настоящую тенденцию. Издание также отмечает, что сами банки, как правило, стараются тщательно скрыть информацию о сокращении своего присутствия на российском рынке или даже о полном уходе с него.
Если в 2008 году причины ухода иностранных инвесторов из России можно было списать на кризис, то в последние годы дело уже в другом, а именно — в самих российских банках. Но чем именно обусловлена эта самая тенденция? Имеет ли она значимое отражение на внутренние экономические процессы в Казахстане? И что можно сказать непосредственно об инвестиционной привлекательности Казахстана для иностранных банкиров? Об этом корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказал известный казахстанский аналитик Арман Бейсембаев.
— Тенденция ухода казахстанских банков из России так или иначе продолжается с 2015 года, когда началась история с Крымом, с санкциями, когда россияне получили вал проблем, — отметил аналитик в начале беседы. — РФ провела переход на свободно плавающий рубль, и собственно тогда же началась зачистка банковской сферы. Примерно с тех пор ежегодно по России, как минимум, от 10 до 20 банков лишаются лицензий и становятся банкротами.
Плюс ко всему Россия находится под большим влиянием санкций, экономика и уровень жизни населения не растут, все отягощающие последствия продолжают преследовать страну. Естественно, в таких условиях ни о каком росте в банковской сфере речи идти не может. А для казахстанских банков, которые открывают свои филиалы в России, просто-напросто не остается места.
В России большую часть сектора под себя подминает Сбербанк, а альтернативы ему нет. Да, есть тот же «Тинькофф банк», есть несколько других более или менее крупных игроков, которые делят определенные ниши между собой. Но альтернативы Сбербанку, по большому счету, нет. И в ближайшее время вряд ли появится.
При снижающемся уровне жизни, при не растущей, а даже падающей экономике в России для казахстанских банков просто не остается места. Насколько я знаю, все отечественные банки из года в год фиксируют убытки по своим филиалам за рубежом. Но нужно понимать, что это более имиджевый проект с Россией, который практически не приносил никаких дивидендов.
Тяжелая обстановка 2020 года показала, что вопрос стоит ребром и Казахстану нужно уходить. Нашим банкам делать там нечего. Их вроде бы никто не выгоняет, но при этом ставят в такое положение, что они просто не могут работать.
— Не считая России, филиалы казахстанских банков распределены и по другим странам СНГ. Насколько это перспективная площадка на сегодняшний день? И стоит ли ждать расширения влияния казахстанского банковского сектора в территориальном плане?
— Насколько я знаю, наши филиалы есть в России, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане. Любой бизнес старается расширяться и охватывать все большие масштабы. Это понятно. Но дело в том, что территория СНГ переживает не самые лучшие годы. Именно годы, а не период. Коронавирус послужил не триггером, который привел к обвалу, а всего лишь продолжил тот тренд, который был и так. Экономики стран и без того чувствовали себя неважно. Само по себе присутствие не столь важно. Важно, смогут ли банки закрепиться в регионе.
Важно также понимать, что из России уходят не только казахстанские банки. Огосударствление сектора в России продолжается, это видно.
— Насколько Казахстан привлекателен для иностранных банкиров? Резонно ли ожидать положительной динамики в этом отношении в ближайшее время?
— Мы не видим иностранных банков, выстраивающихся в огромную очередь. Да, они были, но в итоге покинули рынок и возвращаться не собираются. Можно сколько угодно рассуждать об инвестиционной привлекательности, но когда наша экономика растет вкривь и вкось и непонятно, какими темпами, когда регулятивные зажимы и огромный коррупционный навес существуют в серьезных масштабах, все эти разговоры по меньшей мере не стоят и выеденного яйца.
И мы не говорим о России, которая является нашим союзником и соседом и чей филиал Сбербанка в Казахстане находится в высшей категории надежности. Речь идет о европейских и американских банках, которых мы не замечаем, и в ближайшее время этого точно ожидать не стоит. Для этого нужно настолько сильно и кардинально перелопатить экономическую и политическую сферу. Готовы ли мы к этому – большой вопрос. Говорить об этом рано, и непонятно, придет ли это время вообще.