Семейный врач – не просто доктор - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Семейный врач – не просто доктор

Семейный врач – не просто доктор

Здоровье каждого из нас зависит не только от качественного лечения простуд, сердечных и других болезней, но и от психологического климата в семье.

  • 12 Января 2021
  • 433
Фото - Caravan.kz

Именно этим вопросом озаботились медики 29-й поликлиники – одного из самых молодых и крупных медучреждений Алатауского района Алматы.

– В этом году нашей поликлинике исполнилось 5 лет, – рассказывает главный врач Акмира САДЫКОВА. – Юбилей вроде не такой значимый, но, как в жизни ребенка, – до 5 лет он усиленно растет и развивается физически, а потом начинает постигать серьезные науки в школе. Так и мы теперь не просто расширяемся, но и стремимся оказывать всё более качественную помощь. И учитывать приходится не только медицинские аспекты, но и нечто большее.

К примеру, по инициативе управления здравоохранения Алматы перед Новым годом мы провели телемост с семейными врачами Амстердама (Нидерланды). В онлайн-режиме члены наших команд задавали друг другу вопросы, обменивались полезным опытом. Ведь довольно часто доктора на практике сталкиваются с ситуациями, которые не прописаны в каких-либо нормативных документах.

Если обычно медики заостряют внимание больше на клинических и лечебных вопросах, то сегодня мы ощущаем острый дефицит информации по психологической и социальной помощи семьям.

А в Королевстве Нидерландов и других странах Евросоюза хорошо развито именно это направление медицины.

Телемост Амстердам – Алматы

Наблюдать за онлайн-общением казахстанских и нидерландских коллег было увлекательно. Если прежде они обсуждали вопросы первичной медико-санитарной помощи, то в этот раз “КАРАВАН” стал свидетелем дискуссии на новую актуальнейшую тему. Она касалась домашнего насилия и того, как помогать людям в подобных ситуациях.

Семейный акушер Анита ван дер ЛЕЙ, которая работает в Бюро послеродовой помощи и является председателем Международной организации по правам человека и медицинской помощи, поделилась своей историей, как в начале 80-х годов, работая семейным врачом, часто сталкивалась со случаями домашнего насилия среди своих пациентов. К сожалению, в те времена молодой специалист не могла помочь им, поскольку такую задачу на государственном уровне никто не ставил. Но вместе с коллегами она стала исследовать эту проблему. И группа пришла к выводу, что домашнее насилие способно серьезно влиять на будущее развитие ребенка. Что сам агрессор, совершающий насилие в семье, а также его жертвы – женщины, дети и даже сторонние наблюдатели, получают большой стресс от происходящего и теряют здоровье. Стало быть, все они нуждаются в медицинской и психологической помощи. А у детей в последующей их взрослой жизни к тому же возникают проблемы с репродуктивным здоровьем и построением их собственных семей.

– Сегодня в Нидерландах существует такая организация, как “Безопасный дом”, куда может обратиться любой человек в ситуации, касающейся насилия над ним, – рассказала Анита онлайн-слушателям. – Там работают квалифицированные психологи, медики и соцработники, которые знают оптимальный выход из сложившегося положения. Но сначала и мы, и государство должны удостовериться, что это действительно серьезный случай, когда жизни человека угрожает опасность. И если насилие происходит жесточайшим образом, только в таких случаях можно призвать на помощь полицию.

За прошлый год в Нидерландах от насилия или жестокого обращения погибли 90 детей. Я считаю эту цифру шокирующей, поэтому всегда стараюсь объяснять своим студентам, как решать такие вопросы, чтобы не доводить до столь серьезных последствий. Одновременно мы взаимодействуем с педиатрами, школой, социальными работниками, чтобы предотвращать подобные драмы.

Страдает всё общество

– Анита права, – комментирует рассказ нидерландской коллеги главврач 29-й поликлиники Алматы Акмира Садыкова. – Когда ребенок видит насилие в семье, между родителями или в отношении него, он уже психологически травмирован. Пока у нас нет специализированного института и подобной соцслужбы. Но, учитывая опыт зарубежных коллег, думаю, ее создание необходимо и нам.

Вот мы привыкли, что в семье всегда виноват насильник-агрессор. Европейцы же говорят, что вина в конфликте лежит на обоих партнерах. Бывает так, что агрессивно настроенный человек не знает, как донести определенную мысль до своих домочадцев. Просто нет у него таких навыков. В этом ему могли бы помочь социальные работники и психологи. Между тем они отмечают, что, даже когда человек просто наблюдает за сценами насилия, он тоже становится жертвой, поскольку это оказывает влияние на его здоровье. Видите, сколько пострадавших!

Как журналист, я тоже не удержалась от вопроса нидерландским медикам и спросила: “Когда на глазах семейного врача происходят жестокие семейные сцены, всё происходит очень стремительно. Значит, ваши специалисты владеют определенными технологиями улаживания конфликтов здесь и сейчас? Этому они специально обучаются?”.

– Действительно, наши доктора и соцработники умеют вести переговоры, – ответила Анита. – Они обучаются в организации “Безопасный дом”, которая существует уже достаточно долго. Там же проводят и специальные курсы, которые можно сравнить с полноценным образованием.

У нас, в Казахстане, вроде бы тоже есть кризисные центры для мам с малолетними детьми и для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Но, к сожалению, они пока не столь опекаемы государством, как в Европе. Поэтому, считают отечественные семейные врачи, для полноценной помощи населению участковая служба должна стать единой командой, среди членов которой помимо семейного врача должны быть психолог, социальный работник, участковые медицинские сестры, а также и сама семья. Работая в такой команде, врач не просто выписывает назначение и требует его выполнения, но и вместе с медсестрами и социальным психологом согласовывает каждый свой шаг. Только при такой совместной работе можно достичь благоприятной ауры и здоровья в каждой семье.

Есть чему поучиться

– А были случаи, когда нидерландские врачи учились чему-то у вас? – задаю вопрос главврачу.

– Конечно, – с гордостью отвечает Акмира Садыкова. – Например, им нравятся наши казахские традиции, что у нас большие семьи, в которых обязательно живут три поколения: папы, мамы, дети, бабушки и дедушки, воспитывающие внуков. Они в восторге от того, как у нас уважительно относятся к старшему поколению, и всегда подчеркивают: “Не теряйте эти традиции. Мы их утратили и очень жалеем об этом!”.

На самом деле, эти традиции очень помогают нам и в жизни, и в работе. Пример тому – совет ветеранов нашего района во главе с уважаемым Мали-аға Жапақ-ұлы.

– В Алатауском районе живут люди из разных регионов Казахстана. И наверняка по прибытии сюда они имели много проблем со здоровьем и обустройством. Расскажите, как было и что стало спустя 5 лет вашей работы?

– В 2016–2017 годах городу были переданы населенные пункты Рахат, Мадениет, часть Боралдая, Акбулак.

Их жители прикрепились к нам. Плюс дополнительно были построены новые многоэтажные жилые комплексы “Аккент”, “Саяулы”, “Саяулы-2”, 13-й микрорайон, которых прежде вообще не существовало. За счет этого наше население увеличилось на 20 тысяч человек. Радиус обслуживания – 15–17 километров, 7 санитарных машин. И вы правильно отметили, что у жителей этих поселков, переданных городу из Алматинской области, было много проблем со здоровьем. Это требовало незамедлительных действий медиков. Первые 3 года выявляемость по туберкулезу у нас была самая высокая. Мы занимали все первые места снизу! То же самое и по онкозаболеваниям. Конечно, нас журили за это, но мы объясняли: идет не рост заболеваний, а именно их выявление, и срочно брались за лечение. Мы понимаем, что любую болезнь можно вылечить, если вовремя ее выявить. И добились-таки снижения этих показателей!

Каждую субботу и воскресенье мы обходили наши поселки с Мали-аға. Дополнительно снаряжали флюоромашину, привозили узких специалистов, заранее информировали жителей, что приедет мобильная бригада, предлагали пройти обследование. А когда люди не очень активно на это реагировали, обращались к нашим аксакалам. Мали-аға поднимал на ноги местный совет ветеранов. Именно это и отмечали голландцы: когда старший в семье, дедушка или бабушка говорили молодым: приехали врачи, вам надо идти обследоваться – молодежь, прислушиваясь к старшим, охотнее шла к нам.

– Район наш молодой. Со всех областей Казахстана люди собрались сюда, – подтверждает член совета ветеранов Алатауского района Мали ЖАПАҚ-ҰЛЫ. – Из Уральска, Атырау, Восточного Казахстана, Семея, Павлодара, Петропавловска… Раньше здесь работали только 14-я, 22-я, 23-я и 25-я поликлиники. Многим далековато было добираться. Так что 29-я поликлиника облегчила жизнь многим.

– Кроме того, здесь живут малоимущие, многодетные семьи и выпускники детских домов-интернатов, получившие квартиры по госпрограмме, – продолжает Акмира Маханбеткалиевна. – Мы открыли в поликлинике общественную приемную, и Мали-аға помогал нам найти нужное решение вопросов. Открыли консультацию для родителей о правильном питании и развитии детей. За 5 лет нам удалось более или менее стабилизировать обстановку.

И те проблемы, о которых шла речь на онлайн-конференции с нидерландскими коллегами, у нас тоже есть.

В основном – это скрытое насилие: мы видим, что есть признаки жестокого обращения с человеком, но ни мама, ни ребенок не говорят об этом.

А, как сказала Анита, пока мама сама не скажет: “Да, обращался жестоко!”, и не назовет, кто именно, мы не имеем права никуда заявлять. И эту проблему нам еще предстоит решить.

– Когда в 2015 году открылась наша 29-я поликлиника, сюда была приписана 31 тысяча человек из других медучреждений, – говорит главврач. – За 5 лет наше население выросло до 53 200 человек. И если вначале у нас работали в основном выпускники мединститутов, то есть специалисты первого года работы, то сейчас уже есть много опытных врачей и медсестер с высшим образованием. Всего 328 работников. Среди них 85 врачей, 165 медсестер и 78 сотрудников так называемой вспомогательной службы – это соцработники, психологи, программисты, медрегистраторы, операторы и административно-хозяйственный аппарат, которыми мы тоже очень дорожим!

Алматы