Наукой уже доказано, что воспитанием детей мама (или другой близкий человек) должна заниматься начиная с первых дней рождения малыша. Именно это станет залогом и его хорошей учебы, и успешных отношений в будущем.
Об этом говорит теория ранних привязанностей, автором которой является знаменитый психоаналитик Джон Боулби.
Учеба для родителей
Сообщество психоаналитической психотерапии г. Алматы с недавних пор проводит психоаналитические пятницы. По словам организаторов, большинство казахстанцев зачастую не знают, как побороть ту или иную свою проблему в общении с другими людьми, в семье, как воспитывать собственных детей.
Одна из таких пятниц была посвящена разбору основных постулатов теории Джона Боулби.
Казалось бы, что общего между этим теоретиком психоанализа, писавшим свой труд в середине прошлого века для решения проблем бездомных детей, и нашей действительностью?
На самом деле – много. И современным мамам, стремящимся как можно быстрее после родов выйти на работу, стоит задуматься: как их отсутствие может повлиять на будущее ребенка?
Они просто не могут любить
Джон Боулби начинал свою практику с изучения поведения трудных детей в 1936 году. И уже тогда замечал, что дети, которые растут в детских домах и приютах, чаще всего не способны установить близкие и продолжительные отношения с окружающими. Ему также стало очевидно, что они “не могут любить”, так как, по его мнению, “в раннем детстве у них не было возможности крепко привязаться к матери”.
Удивительно, но подобные же симптомы он наблюдал и у детей, которые по каким-то причинам были разлучены с родителями. Это эмоциональное потрясение оставляло в их жизни такой след, что они уже навсегда отказывались от тесных человеческих связей.
Сигналы о помощи
В поисках ответов на все свои “почему” Боулби обратился к этологии – науке о поведении животных. И вот что выяснилось: отношения “мать и ребенок” почти полностью перенесены в наш, человеческий мир из мира животных. По мнению Боулби, первым сигналом о тревоге мог выступать плач, которым малыш показывал, что он испытывает боль, холод или голод. И родителю приходилось спешить на помощь.
Слышит, видит, улыбается…
Слушать и различать голоса, запоминать лица малыш учится с первых дней. Примерно в 3-недельном возрасте младенцы начинают улыбаться при звуке человеческого голоса. С 3 до 6 недель эти улыбки становятся более осознанными.
Интересно, что до двух лет малыш не осознает, ушла мама в соседнюю комнату или ушла насовсем, для него это “вселенское горе”!
Но уже с трех лет ребенок соображает: мама вышла в магазин за хлебом и скоро вернется!
Ребенок на подсознательном, веками выработанном уровне чувствует: утрата контакта с родителем означает, что он погибнет.
Начиная с полугода и до 3 лет малыш все сильнее привязывается к матери. Когда она возвращается, он тянет ручки и проявляет радость. Когда уходит – плачет и следует за ней.
“Примерно в этом возрасте дети начинают использовать мать как отправную точку для исследования окружающего мира, – цитирует Боулби президент сообщества психоаналитической психотерапии Гаухар МУСИНА. – Исходя из взаимоотношений, которые уже успели сложиться к этому времени, различают три типа привязанностей”.
Дайте ему точку опоры!
Психолог, член сообщества психоаналитической психотерапии Махаббат КУАНОВА вспомнила о рекомендациях Бенджамина Спока, столь популярного некогда. Например, о советах иногда не подходить к ребенку, когда он плачет, дабы тот не приучался:
– Каждый родитель должен сам для себя решать, подходить или не подходить к ребенку. Но, по Боулби, плач означает, что ребенок нуждается в вас, просит вашей помощи… И зная, что вы подойдете к нему, если он заплачет, он выработает в себе уверенность в том, что вы всегда придете к нему на помощь…
Мама, отзовись!
Отвечая на наш вопрос, как воспитать счастливого ребенка, психолог Махаббат Куанова привела в качестве примера работу другого английского психоаналитика:
– Дональд Винникотт ввел в научный оборот термин “достаточно хорошая мать”. Что это означает? По этой теории, любые излишества в проявлении чувств, как гиперопека, так и чрезмерная холодность матери к ребенку, могут оказаться пагубными для ребенка.
Мать, отвечая на зов ребенка, будь то плач или другие сигналы, сообщает ему, что мир не такой страшный, она закладывает залог успешности и уверенности в себе.
Три типа привязанностей
Итак, “доверяющие” – с чувством защищенности: дети этого типа радостно принимают мать, когда она возвращается. Их матери быстро реагировали на плач и другие сигналы своих малышей. Они были рядом и делились своей любовью, когда малыши нуждались в утешении. Постоянная отзывчивость матери придала им веры в нее, как в своего защитника.
“Недоверчивые” – ребенок не спешит к вернувшейся маме и продолжает играть в своем углу. Эти младенцы выглядели достаточно независимыми в незнакомой ситуации. Они просто не замечали мать. Когда она покидала комнату, они не проявляли беспокойства, не искали близости с ней, когда она возвращалась. Но на самом деле они испытывают определенные эмоциональные трудности. Это отчужденность детей, которые пережили травмирующее разлучение. Их матери оказывались менее отзывчивыми и холодными. И малыши часто были неуверенными в себе. Попадая в незнакомую ситуацию, они занимали оборонительную позицию. Когда мать возвращалась после разлучения, они отказывались на нее смотреть, как бы отрицая какие-либо чувства к ней.
“Тревожные” – в незнакомой ситуации эти младенцы держались настолько близко к матери и так беспокоились по поводу ее местонахождения, что практически не занимались исследованиями. Они приходили в крайнее волнение, когда мать покидала комнату, и проявляли заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращалась. Они то тянулись к ней, то сердито отталкивали.
У себя дома эти матери, как правило, обращались со своими малышами в непоследовательной манере. Иногда они бывали ласковыми и отзывчивыми, а иногда нет. Эта непоследовательность, очевидно, оставляла малышей в неуверенности относительно того, будет ли их мама рядом, когда они будут в ней нуждаться.