Историк, член президиума казахстанского историко-просветительского общества “Адилет” Сауле АЙТМАГАМБЕТОВА, принимавшая активное участие в издании всех девяти мартирологов по всему Казахстану, накануне этой скорбной даты рассказала, как работала в архивах.
– Последняя, девятая Книга скорби посвящена людям, захороненным после расстрелов в селе Жаналык Алматинской области. Разыскать списки этих людей удалось благодаря помощи КНБ республики и города Алматы, которые открыли свои архивы для историков, и этим очень помогли нам. Среди известных имен, найденных здесь, – просветитель Ахмет Байтурсынов, поэт Магжан Жумабаев, ученый-языковед Кудайберген Жубанов…
Нашла Сауле Рахимовна в архивах и дело своего отца, Рахима Сугурова, расстрелянного в 1938 году якобы за измену Родине и шпионаж в пользу Японии. Он был редактором газеты “Сталин жолы”.
– Я три дня изучала дело отца. Оказывается, у него была открытая форма туберкулеза. Он харкал кровью. По конвенции, таких людей обычно не сажают. Главное, что я узнала об отце: он ни на кого ничего не доносил. Единственное, он упоминает Сабита Муканова, который, по его словам, предавал своих соратников-писателей…
Сауле Рахимовна, перелопатившая сотни и тысячи дел в архивах КНБ, никак не возьмет в толк: почему многих расстрелянных казахов называли японскими шпионами? Ведь ни одного японца по всему Казахстану в списках не значится!
Само захоронение в Жаналыке, найденное в 1990 году членами историко-просветительского общества “Адилет” и сотрудниками КНБ, позже было отдано под строительство домов.
– В 1953–1954 годах в Казахстан из Китая возвращались оралманы, и им выдавали земли. Те строили дома, находили кости и, выложив на белую простыню, перезахоранивали.
Когда в 1990 году мы нашли эту братскую могилу, эти люди боялись, что их выселят. Но мы построили памятник неподалеку от Жаналыка…