Наши постоянные читатели, конечно, могут возразить – немало полезного и прикладного опыта они получают здесь, на страницах газеты, и на нашем сайте caravan.kz, где начиная с 7 января этого года мы размещаем материалы по данной теме и, что важнее, разбираем важные для собственников нормативные документы. В этот раз нами также был направлен запрос куратору реформы от правительства – министерству индустрии и инфраструктурного развития. Знаете, полученное оттуда напомнило мне засидевшуюся в девках дурнушку, страсть как боящуюся вопросов о замужестве и старательно переводящую тему, как только ее об этом кто-то спрашивает. Ничего такого, наши чиновники все красивые, я не об этом, но говорить напрямую и давать людям конкретику, похоже, не в их парадигме. Вместо ответов на вопросы был получен гигантский текст, и пришлось его дробить в соответствии с тем, о чем мы их спрашивали. Впрочем, сейчас вы сами всё увидите…
“КАРАВАН”: Насколько законно участие председателя КСК в общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, на котором решается вопрос выбора новой формы управления общедомовой собственностью?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК: Председатель КСК вправе присутствовать на общем собрании собственников квартир, нежилых помещений при рассмотрении вопроса выбора новой формы управления объектом кондоминиума, так как в указанный период является действующим председателем.
От автора: Обратите внимание на формулировку “председатель вправе участвовать”, что означает необязательность его приглашения и уговаривания об участии, не хотите его видеть на своем мероприятии – не приглашайте, нарушений закона нет.
А сейчас – внимание! Ответ на следующий наш вопрос отобран из присланного министерскими чиновниками текста по схожести темы. В самом начале мы вас предупредили, что должностные лица, не желая попасть в неудобное для них положение, уходят от прямых ответов на прямые вопросы. Поэтому либо это их ответ на данный вопрос, либо они вовсе не стали на него отвечать. Посмотрите, речь в нем идет о реальном наказании председателей КСК за саботаж, и в ответ… сами увидите сейчас что.
“КАРАВАН”: Известно, что председатели КСК в массовом порядке саботируют решение собственников и игнорируют требование передать новым управленцам документацию, деньги, а также составить и подписать акт приема-передачи. Никакой ответственности сегодня по закону за эти действия они не несут. Планирует ли ваше ведомство выйти в парламент с предложением внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях с установкой высоких штрафов для данной категории лиц, а также новых органов управления? Повторение ситуации в будущем возможно.
МИИР РК: Действующим законодательством предусмотрен механизм перехода от одной формы управления в другую с обязательным составлением акта приема-передачи, включающим полный перечень финансовой и технической документации. Согласно пункту 5 статьи 1 Закона Республики Казахстан “О правовых актах”, подзаконные нормативные правовые акты направлены для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 20 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, утвержденных приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 февраля 2015 года № 108 (посл. изменения от 14 апреля 2020 года № 202), в случае перехода от одной формы управления в другую форму управления составляется и передается акт приема-передачи документов по объекту кондоминиума, указанных в приложении 3 к Правилам.
В случае невыполнения вышеуказанных требований в части добровольной передачи документации вновь избранной форме управления объектом кондоминиума, согласно пункту 1 статьи 8 Закона, разрешение вопроса возможно в судебном порядке.
“КАРАВАН”: Почему сотрудники управления жилищной политики игнорируют заявления собственников о данном виде нарушения их прав и не выезжают в КСК для проверки и выноса предписания?
МИИР РК: Жилищная инспекция с возложенными на нее полномочиями в ходе проведения проверки руководствуется “Критериями оценки степени риска и проверочных листов в пределах границ населенных пунктов на объектах социальной инфраструктуры в сферах управления жилищным фондом, газа и газоснабжения, в области промышленной безопасности по соблюдению требований безопасной эксплуатации опасных технических устройств”, утвержденными совместным приказом и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2020 года № 253 и министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 апреля 2020 года № 33.
“КАРАВАН”: Исходя из информации, размещенной на сайте вашего ведомства, важные поправки в нормативные акты до сих пор находятся в режиме “Проект приказа”… Почему так долго они не приняты? Когда вы намерены их принять?
МИИР РК: Министерством разработаны дополнения в вышеуказанные Правила, предусматривающие сроки передачи технической, финансовой документации и оборудования на многоквартирный жилой дом, которые в настоящий момент находятся на стадии согласования в органах юстиции. Вместе с тем для предоставления возможности проведения письменного опроса при введении карантинных мер министерством вносятся соответствующие поправки в Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания (приказ МИИР РК от 30 марта 2020 года № 163).
Законом Республики Казахстан “О правовых актах” предусмотрены сроки согласования и утверждения нормативных правовых актов. Соответственно, работы по утверждению вышеуказанных приказов ведутся согласно срокам, определенным законодательством. ОСИ “Красная роза”: почему председатели КСК в Казахстане по-прежнему отказываются передавать дела новым управленцам
От автора: Здесь нужно пояснить: речь идет о поправках, в которых наконец-то прямо говорится, что деньги собственникам председатель КСК обязан вернуть в трехдневный срок. Но что не менее важно: поправки дают право единым расчетным центрам, выдающим квитанции, заключать договор с ОСИ только при наличии свидетельства о государственной регистрации. Сейчас работает другая система, управдомы ею пользуются и сидят на финансовых потоках, не желая ничего передавать новым руководителям. Что касается упомянутых сроков по закону… три месяца – не многовато ли на согласование трех абзацев?
“КАРАВАН”: Как следует из ответа, полученного нами из управления жилищной политики Алматы: “При разработке методики минимального размера тарифа по расходам на содержание жилья возник ряд вопросов, которые направлены в уполномоченный орган”. Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами столкнулись в управлении и какие рекомендации вами даны?
МИИР РК: Местные представительные органы городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения в соответствии с пунктом 1 статьи 10-3 Закона, утверждают минимальный размер расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума на основании выполненного расчета. Приказом и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2020 года № 166 утверждена Методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.
Минимальный размер расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума формируется из стоимости обязательных работ и услуг на основании не менее трех коммерческих предложений. Предложенные акиматом города Алматы инициативы в нормативные правовые акты, в части замены “оплаты труда за ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности” на “оплаты услуг за ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности”, будут рассмотрены в соответствии с планом подготовки проектов нормативно правовых актов (статья 15 Закона Республики Казахстан “О правовых актах”).
“КАРАВАН”: Как собственники могут пригласить для участия в общем собрании представителей акимата и управления жилищной политики? Имеют ли они право вести видеосъемку?
МИИР РК: Приглашение на участие в собрании представителей жилищной инспекции возможно при официальном обращении в соответствующий орган.
“КАРАВАН”: В соответствии с п. 4 ст. 31 Закона “О жилищных отношениях”: “Местные исполнительные органы … обеспечивают государственное техническое обследование функционирующих многоквартирных жилых домов (с определением общего имущества объекта кондоминиума), а также формирование и представление документов для государственной регистрации объекта кондоминиума…”. Просим максимально полно описать процедуру получения данной услуги собственниками.
МИИР РК: В соответствии со статьей 31 Закона Республики Казахстан “О жилищных отношениях” (далее – Закон) государственная регистрация объекта кондоминиума в функционирующих многоквартирных жилых домах производится по заявлению инициативной группы, состоящей не менее чем из двух собственников квартир, нежилых помещений. Государственная регистрация объекта кондоминиума является государственной услугой.
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги приведен в Стандарте государственной услуги “Государственная регистрация объекта кондоминиума”, согласно приложению 2 к Правилам государственной регистрации объекта кондоминиума, утвержденным приказом и. о. министра юстиции РК от 24 августа 2007 года № 241, последние изменения от 15.06.2020 года № 103.
Из положений пункта 3 вышеуказанных Правил объект кондоминиума регистрируется в Некоммерческом акционерном обществе “Государственная корпорация “Правительство для граждан”, осуществляющем государственную регистрацию, по месту нахождения недвижимого имущества. При государственной регистрации объекта кондоминиума указываются:
– общая площадь многоквартирного жилого дома, включая земельный участок под многоквартирным жилым домом;
– состав общего имущества объекта кондоминиума и размер доли в общем имуществе объекта кондоминиума каждой квартиры, нежилого помещения, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности;
– общая площадь квартир и площадь нежилых помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности.
Регистрация придомового земельного участка осуществляется по решению местного исполнительного органа столицы, города республиканского, областного значения и района при подаче заявления инициативной группой, состоящей не менее чем из двух собственников квартир, нежилых помещений, на основании решения собрания.
В свою очередь, местные исполнительные органы городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения за счет средств местного бюджета обеспечивают государственное техническое обследование функционирующих многоквартирных жилых домов (с определением общего имущества объекта кондоминиума), а также формирование и представление документов для государственной регистрации объекта кондоминиума в соответствии с Законом Республики Казахстан “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество”.
От автора: Вот как здесь всем нам быть, мы вроде бы именно об этом последнем абзаце и спрашивали, но в ответ – то, что получили. Тем не менее полезная информация для собственников присутствует. Одно то, что тарифы местные акиматы будут брать не из головы, а по трем коммерческим предложениям, уже хорошо знать. Продолжаем добиваться наказания для саботажников, не сдерживаем себя, обращаемся к депутатам мажилиса, у них есть власть и право навести здесь порядок.
Законодательство по теме:
Закон РК “О жилищных отношениях”