Широкий резонанс в медиа-пространстве вызвал материал о том, с какими трудностями приходится сталкиваться казахстанцам, нелегально проживающим в Южной Корее, опубликованный Tengrinews.kz.
"У нас была группа "Казахи в Корее". В ней люди порой жаловались на обман или что нет денег оплатить жилье, кто-то не мог найти работу. Многие казахстанцы там умирают или получают травмы, возвращаются инвалидами.
Бывало, что тело человека надо отправить домой, и мы все складывались, чтобы собрать деньги на транспортировку. Мы проявляем солидарность друг к другу и просим всех остальных вести себя согласно законам Южной Кореи, в ином случае закон может сыграть против мигрантов.
Кто-то говорит, что казахстанцы не умеют работать. Это не так. Клянусь, наши там так работают, что сами корейцы в шоке, поэтому и нанимают их", — рассказал парень из Караганды по имени Марат.
Также парень предупредил, что сейчас стало появляться много мошеннических трудовых агентств в Казахстане, которые за деньги готовы трудоустроить людей нелегально в Корее. Он отметил, что некоторые схемы могут привести к лишению гражданства Казахстана.
Очевидно, что сами по себе миграционные процессы – явление многогранное и неоднозначное. Особенно для такой страны, как Казахстан, с его огромной территорией и небольшой численностью населения. Число покидающих Казахстан увеличивается шестой год подряд. 45 тысяч человек уехали из Казахстана в прошлом году. В сегодняшнем материале Caravan.kz мы рассказываем, где казахстанским эмигрантам приходится тяжелее всего.
Россия
90 процентов казахстанцев выбирают новым домом именно страны СНГ — дело в близости и простоте адаптации. Из них 97 процентов отправляются в Россию.
В России работают программы, которые позволяют быстро получить новое гражданство, а при переезде в некоторые регионы — ещё и материальную помощь (до 240 тысяч рублей на человека). Для участия в программе потребуется документальное подтверждение того, что ваши предки жили на территории России. Однако до получения гражданства могут возникнуть проблемы с поиском жилья (да и после тоже нужно будет фильтровать объявления «только для славян»). Кстати, для получения паспорта РФ обязательно придётся отказаться от казахстанского.
В прошлом году Zona.kz опубликовала историю супругов Зариповых, которые с облегчением узнали, что поскольку родились в России, то имеют некоторые преимущества. Порядок прохождения всех процедур и статусов одинаков для всех, но значительно сокращаются сроки между последовательным получением основных статусов — разрешения на временное проживание, вида на жительства и обретения гражданства.
«Был еще один плюс на старте. Потолкавшись полтора месяца в очередях консульства РФ в Алматы (это было в январе 2014 года), мы сдали документы. И через полгода переехав в Санкт-Петербург, получили разрешение на временное проживание, чем выиграли несколько месяцев ожидания. Это был первый этап пути к российскому паспорту», — рассказывает Светлана Зарипова.
Дальше все было намного мучительнее. Очереди в районное отделение ФМС были просто фантастические. Надо было занимать их поздно вечером или ранним утром, записываться у каких-то неопределенных личностей, дежуривших у дверей районной миграционной службы, за недели или месяц, ежедневно отмечаться, а потом, когда наступал срок, отстаивать по нескольку часов в кабинеты, чтобы сдать документы. Стоявшие подолгу в очередях в тесных коридорах обменивались опытом, делились информацией и своими эмоциями по поводу трудностей переезда.
«За это время я ни разу не увидела, что кому-то посчастливилось сдать документы с первого раза. Хотя перечень всех нужных справок и анкеты можно было найти на сайте или стендах службы, но заполнить их правильно было невозможно. Каких только нюансов не выяснялось при сдаче всех этих бумаг! – вспоминает Светлана. – На приеме инспектор делал массу замечаний и поправок, особенно в заявлении. Исправив все, в следующий раз (а он мог из-за больших очередей наступить только через месяц-два) ты попадал к другому инспектору, и он делал новые замечания, требовал дополнительные справки, о чем в твой первый визит предыдущий сотрудник не говорил. Это просто запредельный ужас!».
«В 2015 году наконец мы сдали документы и через полгода получили вид на жительство. Ожидание гражданства предполагало еще год, но растянулось намного дольше из-за тех же очередей и бюрократических мытарств в кабинетах. Год, замечу, — официальный срок для родившихся в России. Тем русским, кто родился в других республиках бывшего Союза, нужно ждать пять лет!» — говорит Светлана Зарипова.
И это лишь одна из тысяч подобных историй.
Германия
Германия — также популярное направление для казахстанских эмигрантов. Если не учитывать тех, кто выбрал СНГ, то доля Германии составит 65 процентов.
Проживающий в городе Кёльне Шугайып Ерол в интервью Азаттыку рассказал о жизни казахов в Германии и пережитом им в Казахстане.
"Здесь проживает около 200 казахских семей. Примерно 140 из этих семей — переселенцы из Турции. В свое время они переехали в Турцию из Афганистана и Пакистана. Около 80 процентов казахов, которые в поисках работы переехали из Турции, вначале выполняют различную работу на местном автозаводе. Среди них были и те, кто занимал высокие должности, и те, кто занимался тяжелым физическим трудом. Они и сейчас работают. Мы предпочитаем быть рядовыми рабочими, а не офисными служащими, потому что работать в офисах сложно. С другими казахами встречаемся лишь во время пиршеств и праздников, потому что все работают. Сложно встречаться постоянно. Вместе с тем среди нас есть переселенцы из Казахстана. Большинство из них — представители немецкой национальности, которые еще в Казахстане заключили межэтнические браки с казахами. Они тоже считают себя казахами, приходят на наши праздники и делятся приятными впечатлениями о жизни в Казахстане. Некоторые из них являются членами казахского культурного центра. Среди них, конечно, есть и те, кому не нравится Казахстан".
Узбекистан
Масштабы репатриации казахов из Узбекистана в Казахстан весьма велики. По данным переписи 1999 года в стране были учтены 68 796 казахов, переехавших в Казахстан на постоянное место жительства из Узбекистана в период 1989-1998 годов, а по данным переписи 2009 года в Казахстане проживало 288 839 казахов, переселившихся из Узбекистана в 1999-2009 годах (что составило 74 процента всех казахов, прибывших на постоянное место жительства из всех стран СНГ, и 48 процентов всех казахов, переселившихся в Казахстан из-за границы). Следует учесть, что переписью зафиксированы только те казахи-репатрианты, кто был жив на момент переписи. При этом при показателях смертности, характерных в целом для казахского населения Казахстана (7 на тысячу человек в год), около 11 тысяч репатриантов из Узбекистана в 1999-2009 годах уже умерли.
Таким образом, из Узбекистана суммарно за этот период въехало в Казахстан 300 тысяч казахов. Аналогичным образом численность казахов-репатриантов из Узбекистана в предыдущее десятилетие составила 70 тысяч человек. Обращает на себя внимание и то, что объёмы миграции казахов из Узбекистана в Казахстан, зафиксированные переписью населения 2009 года, выше текущих официальных оценок миграции на 36 процентов. В послепереписной период (2009-2013 гг.) число репатриантов-казахов из Узбекистана составило (по данным миграционного учёта) 81 тысячу человек, а с поправкой на неучтённую миграцию — свыше 100 тысяч человек.
Таким образом, в 1989-1998 годах из Узбекистана в Казахстан переехало 70 тысяч. казахов, в 1999-2008 годах — 300 тысяч., в 2009-2013 годах — свыше 100 тысяч.
Общий объём репатриации узбекских казахов в Казахстан за 1991-2014 годы, согласно официальным оценкам министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, составил около 586 тысяч человек. Следует учитывать, что некоторая часть казахов, покинувших Узбекистан, выехала и в другие страны мира.
Столь массовая эмиграция не могла не вызвать существенного сокращения численности казахской общины в Узбекистане, так как выезд около 0,6 миллиона казахов существенно превышал размеры естественного прироста казахского населения Узбекистана. Кроме того, выезд нескольких десятков процентов всего населения сузил и репродуктивную базу казахской общины, что соответственно сократило и сам валовый естественный прирост.
В интервью тому же Азаттыку этнический казах Камбар Пискентбаев, проживающий в Ташкенте, рассказал, что в Узбекистане закрываются казахские школы.
— Сейчас казахские школы закрываются. Прежде в стране функционировало более 800 казахских школ. Сейчас насчитывается 520 казахских школ. Правительство Узбекистана никакого давления не оказывает. Наши казахи не отдают детей в казахские школы. Потому что после окончания школы детям нужно учить латиницу. Колледжи и высшие учебные заведения перешли на латиницу. Наши же дети учатся на кириллице. Им сложнее продолжать образование. Поэтому я как-то выдвигал идею о необходимости создания общего алфавита для всех казахов мира. Это сложный вопрос.
Азаттык: Что вы можете сказать о казахской молодежи в Узбекистане?
Камбар Пискентбаев: У казахской молодежи в Узбекистане нет проблем, присущих только им. У них есть все возможности для обучения в высших учебных заведениях, для работы. Я преподаю в институте в Ташкенте. Успеваемость у казахских студентов хорошая. Например, у нас в семье 10 детей. У девятерых из нас высшее образование. Среди нас есть медицинские работники, юрист, такие же инженеры, как я. У меня четверо детей, трое из них с высшим образованием. Все трое живут в Казахстане.
Азаттык: Думаете о том, чтобы переехать в Казахстан?
Камбар Пискентбаев: У меня часто спрашивают об этом. Зачем мне переезжать с теплого места, если мне здесь хорошо? Если перееду в Казахстан, стану одним из многих казахов или оралманом. А там я – Камбар, уважаемый человек с научной степенью. У меня есть работа, есть люди, с кем я общаюсь.
Сингапур
27-летняя Лаура Досова из Алматы в интервью Tengrinews.kz поделилась особенностями жизни в Сингапуре, рассказав о плюсах и минусах жизни за рубежом.
"В короткие сроки нам нужно было найти жилье. Там очень большой спрос, и выбора не так много. Жильца выбирает себе хозяин, а не наоборот. Чтобы подписать договор об аренде, нужно предоставить документы: визы, выписку по банковскому счету, что у тебя есть деньги, оплатить разные комиссии. Взимается депозит в размере двухмесячной аренды жилья. Контракт подписывается минимум на год. И договор по большей части составлен в пользу арендодателя", — поделилась она.
"В первое время мы задумывались о получении вида на жительство здесь, но особых преимуществ и привилегий в этом нет. Я хочу сказать, что переезд в другую страну не решает проблем. Человек сам строит жизнь вокруг себя. Но попробовать пожить в другой стране — это хороший опыт, чтобы иметь представление о жизни. Плюсы и минусы есть везде", — поделилась девушка.
Ранее Касым-Жомарт Токаев заявил, что нельзя замалчивать вопрос трудовых мигрантов, так как ежегодно тысячи наших соотечественников выезжают за рубеж работать.
"Наши граждане работают за границей не только в сферах, где требуется высокая квалификация. Многие из них заняты в сфере услуг. Там они готовы браться за работу, которую, возможно, не согласились бы выполнять у себя в стране. При этом трудовые отношения в таких случаях, как правило, официально не регулируются. В ряде стран казахстанцы работают нелегально. Из такого положения вытекают сложности с регистрацией, различные бытовые трудности, с которыми наши граждане сталкиваются ежедневно. Это ярко проявилось в период пандемии", — сказал Токаев.
Глава государства заявил, что трудовую миграцию нельзя трактовать как однозначно негативное явление.
"Это многогранный процесс, который имеет такие положительные стороны, как повышение квалификации, приобретение новых навыков, накопление стартового капитала для создания собственного дела, адаптация к другой социально-культурной среде. Поэтому государство приложит все усилия для реализации потенциала казахстанцев, в том числе находящихся в трудовой миграции. Правительству следует предметно изучить все эти вопросы и внести предложения. То же самое касается вопросов внутренней миграции — с юга на север страны", — сказал Касым-Жомарт Токаев.