Доходы бюджета страны сократили на 226 миллиардов тенге, до 3588,2 миллиарда тенге. Последствия этого сокращения нельзя назвать критическими, но определенные выводы сделать все же можно.
В Министерстве экономики и бюджетного планирования предсказывают уменьшение поступлений налогов на 231,1 миллиарда тенге. Основное снижение ожидается по корпоративному подоходному налогу в связи со снижением мировых цен на металлы и твердые полезные ископаемые. Также снизится сумма сбора НДС за счет снижения объема импорта.
Немного компенсирует этот недобор увеличение ставки налога на экспорт нефти с 40 до 60 долларов за тонну – он даст дополнительно 124,5 миллиарда тенге.
Противоречивый пакет
Правительство нашей страны утвердило и пакет антикризисных мер – он явственно прочитывается в новом бюджете. Например, для поддержки экономики в приоритетные сектора и программы будет дополнительно направлено 138,1 миллиарда тенге. Эти деньги пойдут на “Дорожную карту занятости”, на программы “Доступное жилье” и “Агробизнес-2020”. В том числе для поддержки таких подпрограмм, как: содействие развитию предпринимательства на селе, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие сельских населенных пунктов, строительство инфраструктуры городов-спутников Алматы и так далее.
Верхом экономии стало решение правительства официально отказаться от строительства новых высокозатратных проектов в социальной сфере (читай: в образовании и здравоохранении). Вместо этого решили отремонтировать уже существующие объекты. Все это, по мнению Кабмина, позволит сохранить реальный рост ВВП в 2013 году на уровне 6 процентов.
Правда, никто не подумал сообщить, что такой антикризисный пакет принят. Более того, правительство обещает дальнейший рост экономики. Так, по оценке Министерства экономики и бюджетного планирования, рост ВВП Казахстана в 2013 году сохранится на уровне 6 процентов. Странное получается дело: предприятия сокращают свои обороты, это приводит к сокращению их доходов, что, естественно, снижает объем подоходного налога на 300 миллиардов тенге, но рост ВВП должен остаться на уровне 6 процентов. Читаешь это сообщение, и создается впечатление, что его писали два разных человека: экономист и рекламщик. Настолько его части противоречат друг другу.
Цифры не врут
Чтобы говорить, что экономика переживает кризис, надо показывать цифры. Официальные данные, которыми оперирует правительство, показывают: никакого сокращения промышленного производства в Казахстане нет. Более того, идет уверенный подъем. Пять-шесть процентов роста – это замечательные цифры для любой страны мира.
Если же углубляться в статистику, то вполне можно найти цифры, которые показывают, что экономика на самом деле падает. Например, третий год подряд вверх-вниз скачет производство, а значит, и потребление электроэнергии. За январь – апрель спад производства электроэнергии составил 1,3 процента к периоду.
Это показывает, что потребители (читай: промышленные предприятия) также работают нестабильно, не могут спрогнозировать свою работу на 3–4 месяца вперед. Что уж тут говорить о планах на годы вперед!
Сокращается производство в металлургии (на 5 процентов), особенно заметно падение производства в черной металлургии (на 20 процентов). Само собой, упала и добыча руды цветных и черных металлов. Небольшое падение или остановка роста зафиксированы в легкой, пищевой, мебельной промышленности, нефтепереработке, добыче угля.
Очень показательна ситуация с объемами перевозок грузов – это натуральные показатели, которые не зависят от колебаний цен. Так вот грузооборот всех видов транспорта стабильно падает начиная с июня 2011 года. А это наглядно показывает, что производится меньше товаров.
Нацбанк РК регулярно проводит опросы предприятий по их самочувствию. По итогам такого опроса, за I квартал инвестиционная активность предприятий в целом ухудшилась. Ощутимо снизился спрос на готовую продукцию предприятий в реальном секторе экономики.
Индекс деловой активности, который готовит Агентство РК по статистике, тоже не радует. Если индекс предпринимательской уверенности вяло растет последние 5 месяцев и находится на уровне плюс 8 процентов, то снижение потребительского спроса в апреле, по оценкам руководителей предприятий торговли, резко упал – сразу 12 процентных пунктов до плюс 7 процентов.
Таким образом, можно уверенно говорить, что экономика Казахстана находится в стадии рецессии уже минимум 2 года. Если не больше, так как последствия кризиса 2008 года, когда лопнул ипотечный пузырь, в нашей стране так и не были преодолены. А хорошая динамика экономики больше связана с эффектом низкой базы и высокими ценами на нефть последние годы.
Москва уже призналась
К слову, в России, нашей таможенной союзнице, честно признаются в неладах в своей экономике. Так, на прошлой неделе Федеральная служба государственной статистики сообщила: темпы роста экономики падают последние два квартала. Значит, технически рецессия уже наступила. Москва начала предлагать свои антикризисные меры:
1. Сделать деньги дешевле.
2. Улучшить инвестклимат – снизить рост тарифов естественных монополий, стимулировать несырьевой экспорт и поддержать малый и средний бизнес.
3. Строить дороги.
4. Адресно поддерживать некоторые отрасли экономики.
Что такое рецессия?
Рецессия – это спад производства, который характеризуется нулевым или отрицательным ростом валового продукта (ВВП), длящийся в течение полугода. Рецессия является одной из фаз экономического цикла, которая всегда следует за периодом экономического подъема и предвещает фазу экономического кризиса и депрессии. Именно в таком состоянии оказалась экономика подавляющего большинства стран мира в настоящее время.
Рецессия неизбежно приводит к кризису, а в худшем случае – к затянувшейся депрессии. Избежать этого процесса невозможно, однако государство может существенно сократить время рецессии и уменьшить масштабы последствий экономического спада в отдельно взятой стране.
Кризис неизбежно приводит к изменению в экономике. Неэффективные производства ликвидируются, возникают новые предприятия, более оптимальные по структуре и конкурентоспособные. В этом случае положительная роль государства – не мешать возникать новому, не стараться помогать обанкротившимся организациям. Но и не допускать ликвидации предприятий, несущих большую социальную функцию. Иначе ущерб от этого будет еще больше, чем от затрат на их поддержку.