Езди, как все люди, на автобусе... - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Езди, как все люди, на автобусе...

Езди, как все люди, на автобусе...

О некоторых преимуществах общественного транспорта в ФРГ.

  • 24 Мая 2013
  • 2128
Фото - Caravan.kz

На днях с главным редактором “Индустриальной Караганды” и его сыном состоялся у меня поучительный спор. Мы ждали электричку в баварской столице, и Владимир Рыжков с Максимом живо интересовались, на сколько же она опоздает. Я успокаивал: указано на электронном табло, что появится через 3 минуты, так оно и будет. Пари дорогие гости проиграли.

Откажусь от “Ауди” в пользу МАНа

MAN – это автобус. Вместительный, как правило, двухсекционный раскатывает по всем городским и сельским маршрутам. Строгое следование расписанию заметно облегчает жизнь и побуждает многих владельцев авто воспользоваться услугами общественного транспорта. Ежегодно не только автобусы, но и трамваи, метро, электрички перевозят по Германии почти 11 миллиардов (!) пассажиров. И это в государстве с чуть более 80-миллионным населением. Получается, что каждый житель ФРГ, включая грудничков и престарелых, в год пользуется общественным транспортом не менее 130 раз. И это при том, что есть свобода выбора. Причем богатого выбора.

Государственное значение в этой стране, к примеру, придается программе по развитию системы аренды велосипедов. Под этим понимается не только разветвленная сеть специальных дорожек по всей стране, но и множество удобных велостоянок поодаль остановок автобусов, метро, городских электричек, вокзалов…

– Наша задача – сделать дорогу наших пассажиров максимально удобной, – подчеркивал лет пять тому назад в беседе с собкором “Каравана” Пэтер Рамзауэр, министр транспорта ФРГ. – Тогда у людей отпадает необходимость брать с собой велосипед в вагон. Или же возвращаться домой от конечной остановки автобуса пешком. Ради этого муниципальные власти разных федеральных земель выделяют каждый год от 10 до 15 миллионов евро. Нюрнберг, к примеру, пополнился сразу 65 новыми стоянками для 750 велосипедов.

Расширяется и структура по прокату привокзальных велосипедов с электронной системой определения их местоположения, встроенной в раму двухколесного коня. Фишка в следующем: высадился в незнакомом городе на территории Евросоюза, подошел к стоянке, позвонил по указанному там номеру, продиктовал номер банковской карточки, с которой потом снимут деньги за фактическое время проката, получил код, набрал его на пульте велосипеда… Железный штырь, стопорящий колесо, отодвигается – и катайся столько, на сколько часов сделал заявку. И оставляй потом велосипед где тебе удобно. Он автоматически застопорит заднее колесо и подаст сигнал фирме о своей стоянке.

Если здоровье не позволяет…

Но не каждый, конечно, оседлает двухколесного друга. Что вовсе не проблема. ADAC, “Объединенный немецкий автомобильный клуб”, ежегодно анализирует работу общественного транспорта во всех столицах и крупнейших городах стран ЕС. Лучшими чаще всего становятся немцы: отменное выполнение продуманного графика движения автобусов внутри населенных пунктов, четкая организация пересадок, очень понятная и легкодоступная информация для пассажиров…

Свою позитивную роль в этом играет жесткая конкуренция. Заставляющая не просто шевелиться, а быть очень гибким, непрестанно сохраняя баланс между ведомственной выгодой и пользой для пассажиров. Не случайно вся Германия делится на участки, обслуживаемые разными фирмами на тендерной, то есть конкурсной основе. Стоимость проезда повсюду зависит от тарифной зоны, определяемой расстоянием от точки посадки до места выхода. Как правило, приобретается универсальный билет на несколько зон сразу. Он может быть рассчитан на несколько часов, сутки, неделю, месяц, а то и на год. “Мультифаршайн” выгоднее уже потому, что в нем только единократный налог на добавленную стоимость.

Для приобретения билетов имеются специальные кассы транспортных контор. Повсюду стоят автоматы, объясняющие систему покупки не только на немецком, но и на английском, французском, испанском и русском языках. Большинство остановок в странах ЕС оборудовано электронным табло, где указано, по какому маршруту и когда что подъедет. И сколько минут еще осталось ждать. Поэтому мы с женой не на шутку начинаем возмущаться, если автобус или трамвай задерживается на 20–40 секунд.

P.S. Так что вполне правдоподобным выглядит анекдот про казахстанского студента, который пишет из Мюнхена папе-олигарху в Алматы:

– На курсе все меня поддевают: “Зачем тебе “Бентли”?”. Хочу, как все, ездить на учебу в автобусе.

– Хорошо, – соглашается чадолюбивый нувориш, – высылаю тебе самолетом автобус!