"Колыбель яблок": как бывшие россияне нашли своей счастье на земле Казахстана - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Колыбель яблок": как бывшие россияне нашли своей счастье на земле Казахстана

"Колыбель яблок": как бывшие россияне нашли своей счастье на земле Казахстана

“На нашей фазенде нельзя ругаться матом, кричать, растения этого не выносят. А еще – бросать на землю окурки. Она не любит такого отношения”, – говорит садовод Ольга СУЗДАЛЕВА.

  • 21 Декабря 2020
  • 1312
Фото - Caravan.kz

О своем цветнике, питомнике плодовых деревьев в селе Балтабай Алматинской области она может рассказывать часами! Розы Ольги Васильевны украшают парки, улицы Алматы, многих городов страны, а еще Красноярска, Тюмени, Тулы, знаменитый Приморский бульвар в Баку. Причем в коллекции есть такие, что не боятся морозов. О том, как земля переборола бывшего физика, с какими трудностями пришлось столкнуться, она рассказала корреспонденту “КАРАВАНА”.

“Нет более щедрого солнца, чем у нас”

Горячая пора выращивания, сбора и заготовки урожая уже позади. Банки с соленьями, соками, вареньем закручены. Впрочем, у Ольги Васильевны и в снег, и в дождь дел невпроворот, ее семья еще обзавелась хозяйством – быки, куры… Говорит, ни за что не променяет землю на тепличные городские условия, какой бы дворец ни предложили. Ведь сама природа дает всё, о чем можно мечтать!

– Супруг Александр родом из-под Барнаула, я – из Новосибирска, – рассказывает Ольга Васильевна. – Мама приехала в Алма-Ату в 1964 году к брату в гости. Ей здесь очень понравилось, климат идеально подошел. Когда мы переезжали в октябре в Алма-Ату, у нас шел снег, перевалы завалило, а здесь было тепло, солнечно и гигантский урожай яблок. Я впервые арыки увидела, в них плавали яблоки, их несло из садов. Такой дивный аромат стоял!

Смотрела на золотисто-красные вишню, клены, абрикос, про себя подумала: если где-то на земле есть рай, то он здесь!

Никогда даже мысли не допускала, что из такого благого места могу уехать. Побывала в странах Европы, в Турции, Индии, и всегда тянет домой. Нет более щедрого солнца, чем у нас, более ласкового ветра и необыкновенных по красоте времен года. Да вы, наверное, сами всё наблюдали еще месяц назад…

“Лепесточки любимого сорта напоминают ситцевое платье”

Свое дело Ольга Суздалева начала в 90-е годы. Соседка уезжала в Германию, научила ее окулировать розы и подарила окулировочный нож. Ольга Васильевна тогда работала научным сотрудником в университете.Платили мало, всё разваливалось. На руках двое сыновей, и нужно было как-то выживать.

– Я думала, чем заняться. Печь торты, пироги? Или быть ближе к земле? Земля переборола, – продолжает моя собеседница. – Тем более у мамы был огромный опыт, чего она только не выращивала на своих 25 сотках! Еще семена все у нее брали. Взяли с мужем кредит, купили землю. Начинала с роз. Заключили договор с французами. Так что пользуемся материалом европейской селекции. С гордостью могу сказать, что наш питомник – единственный в стране. Вскоре о нас узнали по всему Казахстану, после заинтересовались в России, Азербайджане. Приморский бульвар в Баку украшают 6 000 кустов ландшафтных роз семейства “Нок-Аут” из моего сада. Их самое главное достоинство – морозоустойчивость, до минус 40 градусов без укрытия. Они цветут даже в теплые зимы! К нам в хозяйство приезжали опекуны Приморского бульвара, представители кабинета министров Республики Азербайджан. Конечно, им всё очень понравилось.

Сейчас в коллекции Суздалевой – около 300 сортов роз, из них французские новинки – около 60. Флорибунда, чайно-гибридные, ландшафтные, миниатюрные, почвопокровные, плетистые и другие виды. Из них 4 вида – морозостойкие. В каждом – десятки сортов.

А какие поэтичные у них названия! “Эдит Пиаф”, “Ломоносов”, “Одесская”, “Александр Пушкин”, “Бельромантика”, “Антон Чехов”, “Пьер Карден”, “Моника Беллуччи””, “Шарлен Принцесса Монако”, “Олимпийская романтика”, “Звезда Востока”, “Текила”… Всё это богатство занимает большие площади.

– На самом деле, пока еще немного сортов, есть куда расти. Для сравнения: у англичан за 200 лет селекции образовалось около 900 сортов, у французов – 2 250, и каждый год они выдают миру новые, – говорит моя собеседница. – “Пинк Нок-Аут” – мой любимый сорт, его разноцветные лепестки напоминают ситцевое платье. Сорт посвящен мыслителю, художнику и скульптору Огюсту Родену. Во время массового цветения многообразен в цветовой гамме. Он по моему настроению. В этом году нам прислали сорт “Zepeti”. Думаю, в Алматы и других городах он заменит однолетники такого формата. На улицах городов нужно высаживать многолетние растения, ведь это существенная экономия бюджета, человеческих ресурсов. К тому же такой куст цветет в теплом климате 11 месяцев в году. Американцы уже заказали себе миллион кустов “Zepeti”. Мы начинаем с 250.

– Слышала, вы подарили Алматы ваши розы…

– Три года назад подарила городу 1 000 роз “Нок-Аут”. Они растут в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького, в Парке Первого Президента. Своему району тоже подарила 1 000 кустов “Нок-Аут”: 300 посадили возле акимата села Балтабай, 200 – возле памятника Героям Великой Отечественной войны в селе Кирбалтабай и 500 – в Парке Победы города Иссыка.

“Жаль, другим не повезло встретить таких профессионалов!”

Десять лет назад Ольга и Александр пошли дальше – заложили яблоневый сад. Вместе с селекционером, кандидатом сельскохозяйственных наук Евгением Михайловичем САЛЬНИКОВЫМ создали питомник, в котором ведется и селекционная работа, есть сортоиспытательный участок.

В питомнике, который имеет статус государственного, растут около 100 сортов яблонь, из них 40 процентов – гибриды. Гордость коллекции – яблоня на основе апорта, сорт “Максат” селекции Сальникова. Вся работа ведется по зову сердца и не финансируется государством.

– Ольга Васильевна, вы по образованию физик, писали научные работы. Откройте секрет – как не специалист занимается садоводством?

– Скажу честно, опытным путем у меня не получилось. Везде нужен профессионализм. Если нет базового образования, надо набраться терпения и подключить профессионалов. Выращивать розы мне помогает агроном “высшей категории” Минсулу Нурахуновна ТАБАЕВА, в простонародье Сонечка. По плодовым – как я уже говорила, научный консультант, кандидат сельхознаук Евгений Сальников. Мы с ним работаем уже более 20 лет. На вкус и цвет товарищи есть: уральский садовод-любитель замахнулся на выведение сортов супер-яблок

Евгений Михайлович более полувека занимается селекцией яблонь. Жаль, другим не повезло встретить таких профессионалов, как он! Еще нам очень хорошо помогает и поддерживает агроном Владимир Николаевич БЕЛОБОРОДЬКО.

Работаем без гербицидов. С вредителями боремся современными средствами, например, ставим в саду ловушки-дезориентаторы. Саженцы удобряем преимущественно органикой. В этом году я впервые отдала яблоки из нашего сада в лабораторию, проверить остаточное количество пестицидов. В начальный период, когда яблони только цветут, мы используем для обработки качественные дорогие препараты, в том числе биопрепараты. Во второй половине сезона – только биопрепараты. Я этого не скрываю, поэтому и решила проверить яблоки в лаборатории. Так вот, пестицидов в яблоках не обнаружено вообще, хотя существуют допустимые нормы. Для себя сделала вывод – значит, всё делаю правильно.

Как-то посадили несколько соток моркови. Все грядки пололи вручную, так избавлялись от сорняков без химии. Это огромный труд. Поэтому органическая продукция должна стоить, минимум, в 5 раз дороже, та же морковка, например. Но после я сказала: всё, морковь мы больше не выращиваем в таком количестве, хватит. На одном мероприятии как-то встретилась с производственником из Павлодара. Запомнила его слова: в августе – сентябре детям нельзя давать морковку с полей, если предварительно не вымочить ее в воде пару часов. В очищенном виде.

– Были в вашей практике яблоки-рекордсмены?

– В 2012 году вырастили самый крупный апорт – яблоко весом 568 граммов. Тогда же стали победителями яблочного фестиваля в Алматы.

– У вас, наверное, все родственники обеспечены фруктами, овощами с собственного огорода…

– Мама, царство ей небесное, закручивала по 700–800 банок в год: соки, томаты, перцы, баклажаны. Мы не покупаем томатную пасту, яблочное пюре, всё только свое. Сухофрукты сушим на солнце.

“Пока живы, будем продвигать апорт”

– А дети пошли по вашим стопам?

– Сыновья отучились в Томске. Младший там успешно трудится, а старший приехал в Алматы. Пошел по стопам отца (супруг – инженер-строитель), но каждые выходные помогает в нашем хозяйстве. У мужа трактор, так что он с утра до ночи тоже со мной, на земле. Мы без этого никак. Выбираемся в город, начинаем скучать. Мне мамина любовь к земле перешла.

– Сейчас некоторые хозяйства устраивают дни открытых дверей, пытаются развивать экотуризм. А вы не пробовали?

– Мы открыты для всех. Я говорила об этом акиму Енбекшиказахского района. Нас многие знают. Иностранцы приезжают. В прошлом году принимали питомниководов из Германии. Они попробовали яблоки нашей селекции и были в восторге. После их визита даже статья в немецкой газете вышла. Нам потом ее перевели. В ней так и написали, что Казахстан – колыбель яблок. Знаете, пока мы живы, будем продвигать апорт. Это же гордость Казахстана!

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ