Замечание делать – труд бесполезный, в ответ недоуменный взгляд: кто ты такая? Говорить с их мамами, с утра до ночи работающими? Так они тоже не особо расположены слушать.
А между тем такие вот тревожные цифры обнародовал Минздрав республики: только в 2012 году девушками-подростками в возрасте от 15 до 18 лет вне брака рождены 4600 малышей.
Обеспокоенность медиков понять можно, ведь речь идет о жизни и здоровье матерей-подростков, которые сами еще, по сути, являются детьми с неокрепшим организмом и психикой. Да вот только проблема эта в первую очередь не медицинская, а социальная. Но почему-то об этом всем удобнее молчать, расценивая это явление в большинстве случаев как аморальное поведение девушки или ее половую распущенность. Может быть, и такое бывает. Но думается, что нельзя возлагать всю ответственность на девочку, попавшую в беду. Ведь в силу своего возраста, физиологии, отсутствия житейского опыта и знаний, поддержки близких и педагогов она не в состоянии найти выход из этой сложной ситуации.
Да, они нынче воспитаны Интернетом, где можно найти любую информацию. Но, попав в сложную ситуацию, теряются. Боязнь осуждения, гнева родителей заставляет скрывать беременность как можно дольше либо делиться с сомнительными подругами, дающими нелепые советы о приобретении китайских таблеток для прерывания беременности или посещении бабок-повитух, промышляющих криминальными абортами.
О том, насколько это опасно для здоровья, а то и жизни, их никто не предупреждает.
Казалось бы, введение в школьную программу такого предмета, как валеология, поднимет грамотность подростков в этом деликатном вопросе. К сожалению, этого не произошло. Тинейджеры по-прежнему доверяют не официальной и скучной информации, а сомнительному опыту друзей-подруг, с бахвальством рисующих картины своего сексуального опыта. Для таких главное – подбить других следовать их примеру. А о последствиях никто не думает. Пока, собственно говоря, они не наступят. Вот тут-то за голову хватаются все. И родители, и школа, и поликлиника, и полиция. Ведь по закону положено привлекать к уголовной ответственности так называемых биологических папаш – даже если все происходило по взаимному согласию. Вдруг начинаются кипучая деятельность, воспитательный процесс, душещипательные беседы о девичьей чести и признании своих ошибок.
Но почему в большинстве случаев это происходит не до того как, а после? А не потому ли, что совсем юных девочек можно сплошь и рядом увидеть на улице в позднее время в компании парней? С сигаретами, пивом или чем покрепче коротающих время.
Как чувствуют себя в это время их родители – спокойно занимаются своими делами? Неужели действительно наивно верят, что улица научит их детей жизни и самостоятельности?
Может быть, и научит, но не той жизни, о которой мечтает нормальный родитель.
Винить ли в этом школу: мол, недоглядели? Или все-таки себя – недовоспитали?
До тех пор, пока родители будут думать, будто их задача сводится лишь к тому, чтобы одеть, обуть и накормить, а об остальном пусть позаботятся школа и улица, статистика юных мамочек будет лишь увеличиваться.
Как и статистика брошенных в роддомах младенцев. Счастливых хеппи-эндов в таких историях бывает крайне мало.