Но барахолки не сдаются! Отстаивая свои лотки и право одевать-обувать народ, они готовы буквально драться за свои рабочие места. Кто победит в этой борьбе?
Столицей торговли в Казахстане можно смело назвать Алматы. Здесь сосредоточены десятки базаров – товары сюда стекаются из разных стран и растекаются по городам страны.
И много лет именно здесь все мы одевались, обувались и закупали прочие товары – недорого и ассортимент поболее, чем в магазинах.
Однако сегодня выбор покупателей все чаще склоняется в пользу торговых центров. Они отвоевывают клиентов у барахолки, предлагая более низкие цены и комфортные условия.
В чей карман уйдут такие деньги?
По данным статистики, на крупнейший город страны в 2012 году пришлось 28 процентов всей розничной торговли – 144,7 миллиарда тенге. Представьте себе – на кону такие деньжищи! Немудрено, что строительство торговых домов в Алматы идет полным ходом – их количество в южной столице в 7 раз выше среднего значения по Казахстану. Видимо, это оправданно – стоимость квадратного метра торговой площади в южной столице составляет 350 тысяч тенге, тогда как в среднем по Казахстану всего 50 тысяч.
Интересные данные привели на сайте Ranking.kz: за прошлый год в Алматы в строительство торговых площадей было вложено 29 миллиардов 629 миллионов тенге, это более половины от всех денег, вложенных в торговые площади по Казахстану!
При этом вот что любопытно: все вложения были сделаны только в строительство торговых домов, а это территория в 74 тысячи 370 квадратных метров. Никто не строил ни крытых рынков, ни павильонов. В отличие от других городов Казахстана, где продолжают держать лидерство именно базары.
Похоже, в южной столице решили окончательно изжить базары. Сегодня уже никто не рискует вкладывать в них деньги.
Заманивают комфортом
Сами торгующие признают, что объемы продаж на базарах за последние годы сократились в разы. Сегодня людям удобнее поехать в торговый дом, нежели пробираться через пробки на барахолку: хоть барахолки по-прежнему берут ассортиментом, магазины завлекают комфортом и сопутствующими развлечениями – фастфудом, кинотеатрами. Да и цены в магазинах порой ниже, чем в торговых рядах.
– Крупные магазины нас выдавливают, – считает Алия, вот уже пятнадцать лет торгующая на рынке “Болашак”. – Берут ценой. Я езжу за товаром в Турцию и Китай и знаю: там нет таких цен, как они ставят сейчас у нас в Алматы. Футболка за тысячу тенге – где это видано? Конечно, мы не можем ставить такие цены, мы просто не выживем. В результате покупатель уходит с базаров. Но что будет дальше? Когда уйдет главный конкурент – барахолка, они поднимут цену, как им угодно.
Понятно, что торговцы видят в сложившейся ситуации как минимум “мировой заговор”. Также они считают, что крупные торговые дома якобы лоббируют свои интересы и в акиматах. Дескать, под прикрытием борьбы за чистоту и безопасность просто хотят позакрывать рынки, чтобы весь оборот розничной торговли – а он ого-го какой! – оседал у них в карманах.
Так ли это? Или просто идет естественное движение к цивилизованной торговле?
Пусть выживет сильнейший
С этими вопросами мы обратились в Алматинский акимат.
Несмотря на то что тема закрытия базаров остается одной из самых острых и вопрос этот уже больше не экономический, а социальный, в акимате предпочли избежать беседы с журналистами. На вопрос, каковы планы по переносу и модернизации барахолки, нам сказали, что для ответа нужно время, дескать, сейчас информация собирается, согласовывается…
Неохотно рассуждают на тему будущего базаров даже ассоциации, которые прежде рьяно отстаивали интересы торгующих. Между тем вопрос-то важный!
Барахолка дает тысячи рабочих мест, кормит тысячи семей. Что будет с этими людьми? За годы, проведенные за прилавком, они потеряли свою профессиональную квалификацию и вряд ли быстро сумеют найти себе другую работу.
Судьбы этих людей кто-то должен решить. Если нет будущего у барахолки, власти должны открыто сообщить об этом и предложить реальную альтернативу переобучения, трудоустройства.
Однако, судя по молчанию чиновников, похоже, вопрос решили оставить на откуп рыночным отношениям – мол, пусть выживет сильнейший. Не будет клиентов – торговцы сами уйдут с базаров. Вот только куда?