Особое образование
Комната на первом этаже Экомузея уставлена детскими поделками и увешана надписями.
– Здесь у нас мини-выставка, а эти плакаты – результат текстовой работы с детьми, – рассказывает координатор проекта педагог Галина ЦОЙ. – Тексты – это один из методов, направленных на то, чтобы предъявить ребенку его самого. Мы записываем за детьми их высказывания. И для ребенка становится значимо все, что он говорит и делает. Такова своеобразная материализация его внутреннего мира.
Педагоги творческой мастерской напрочь вычеркнули из своего лексикона понятие “дети с ограниченными возможностями”. Для них эти дети такие же, как и все, только наиболее остро нуждающиеся в понимании и принятии окружающими.
– Для нас взаимодействие ребенка с ребенком или ребенка с родителем ценнее, нежели результат предметный. Идея не в том, чтобы открыть кружок “Умелые руки”, а чтобы создать место, где происходит особый образовательный процесс.
Под “особым” здесь подразумевают способность слышать и понимать друг друга. В задачи, поставленные педагогами, входит помощь родителям научиться сотрудничать со своим ребенком, а не просто навязывать свое видение того, как должно быть.
Маленькое чудо…
– Когда в процесс не включены родители, эффект от занятий меньше, – говорит Галина Цой. – Мы столкнулись с тем, что некоторые родители потом спрашивали: почему мой ребенок этого не сделал? Или тормошили его: мол, почему тот мальчик сделал, а ты нет? Мы увидели: необходимо взаимодействие с родителями, чтобы они знали и понимали, что здесь происходит. Чтобы могли осмыслить не только то, что у их ребенка вследствие ограниченных возможностей есть такие способности, например, рисовать, а лепить – уже нет.
А происходит на занятиях в творческой мастерской маленькое чудо. Дети, замкнутые в своем непростом мире, учатся извлекать пользу из обретенной нежданно свободы:
– Поводом, чтобы что-то начало выстраиваться, может быть что угодно. Какие-то вещи, материалы для творчества либо сюжет, ситуация. Мы стараемся закрутить интригу, чтобы ребятам было интересно. А дальше идет экспромт, когда уже дети выбирают канву занятия.
Возникающие порой столкновения интересов между детьми педагоги не стремятся загасить силой своего авторитета, а дают возможность научиться разрешать конфликты самим:
– Они должны научиться прилагать усилия, выстраивая человеческие отношения, развивая в себе человеческие качества.
Свобода быть собой
Только педагоги, занимающиеся с детьми, которым медики поставили неутешительные диагнозы, знают, насколько это трудно – научить их понимать самих себя и окружающих:
– Когда такие дети ходят в коррекционные группы, они обычно работают по заданному образцу. Мы же стараемся избавить их от шаблонов. К примеру, у нас есть мальчик Егор. Его мама, когда мы объяснили, что собираемся делать, сразу сказала: “Ему это не подойдет”. Егор – аутист, и, по мнению его мамы, для любой работы ему нужен образец. А ситуация свободы, как она считала, была ему не нужна, просто не могла пригодиться в жизни. Но время показало, что это не так.
Галина с гордостью демонстрирует карандашик, опоясанный бумажным разрисованным кругляшком:
– Это волчок Егора. Может быть, кто-то скажет, что ничего тут особенного нет, но для нас эта вещь очень ценная. Ведь Егор сам определил, что будет делать волчок, сказал нам, что ему для этого нужно, и сам все сделал.
…Творения учеников творческой мастерской поразили нас креативностью. Кто бы мог подумать, что из старого кувшина и оранжевого лоскута может выйти настоящий вулкан? А блюдечко, наполненное разноцветным бисером, вполне сойдет за целый мир, где живут маленькие человечки. Питомцы Галины Цой, как и их обычные сверстники, любят фантазировать, и у них есть те, кто их фантазии понимает и поощряет:
– Для любого ребенка важно, чтобы его слышали. Так же важно, как научиться слышать других. Наверное, это необходимое условие внутренней свободы, свободы быть собой.
Караганда