На прошлой неделе на портале Skifnews.kz был опубликован пост журналиста Токтара Жакаша, где тот обличил хитрость шымкентских чиновников. По словам журналиста, они, вместо того чтобы решать насущные проблемы, хорошо умеют натравливать на народ кого-то, кто за небольшие деньги соглашается писать «всякий бред».
«Прочитал два поста о многодетных матерях, собравшихся перед акиматом Шымкента, и о помощи, оказываемой им со стороны чиновников. Один написала Бибиайша, другой — Рустем Ашетаев. Видно, что оба просто скопировали текст друг у друга. Также очевидно, что суть постов в том, чтобы заклеймить матерей», ― отметил автор.
По его словам, они просто перечислили средства, выделенные государственными программами и благотворительными фондами.
«К примеру, одной матери было выдано 156 тысяч тенге за квартал. А ведь в одном квартале есть три месяца, или 90 дней! Допустим, у многодетной матери шестеро детей. С собой уже семь человек. Если поделить 156 тысяч тенге на 90 дней, выходит по 1733 тенге за день! Если разделить это на 7 человек, тогда каждому будет по 247 тенге в день! В самом бедном районе Китая на душу населения приходится по 450 тенге. Значит, многодетная семья Шымкента живет в два раза хуже, чем самый бедный житель Китая!» – резюмировал журналист.
Эта история завязана вокруг инцидента, когда десятки многодетных матерей пришли в акимат Шымкента, требуя встречи с акимом города. Женщины пожаловались на трудности с получением пособий, отсутствие водо- и газоснабжения и другие проблемы.
Данная история вызвала широкий резонанс и волну обсуждения среди журналистов, но так ли все просто, как может показаться на первый взгляд? Своим мнением на этот счет с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz поделился общественный деятель из Шымкента и лидер казахстанских интернационалистов Бахытжан Копбаев.
— История с собравшимися у здания акимата в Шымкенте многодетными матерями вызвала резонанс у общественности. Что вы думаете на этот счет? Чем и кем была вызвана данная акция и насколько эта проблема актуальна в Шымкенте на данный момент?
— Я не думаю, я четко знаю, с чем это связано. Во-первых, группу матерей используют в политических целях в Шымкенте. На юге началась большая борьба за должности, и она касается смещения двух людей с их постов. Обойдемся без имен, мне это индифферентно.
Многодетных матерей использует группа из пяти женщин в качестве давления на власть, выторговывая себе преференции. За это время эти пять женщин открыли салоны красоты, прочие структуры. После истории в столице, когда многодетные матери получили машины и квартиры, наши поняли, что это хорошая схема. Они выкручивают у властей руки и получают деньги.
Основная масса, участвовавшая в той акции, – это простые матери, которые не знают, что ими пользуются, используют в политических целях группы трайбалистических радикалов в своих разборках, используют как таран. Проблема многодетных матерей бомбанула, но она не имеет никакого отношения к тому, что выставили в Сети.
— Журналист Токтар Жакаш осудил двух своих коллег за освещение этой ситуации в соцсети. По его мнению, авторы постов просто заклеймили матерей, и все это было якобы "с подачи местных чиновников, чтобы отвести глаза от насущных проблем" и "натравить на народ кого-то, кто за небольшие деньги соглашается писать всякий бред". Можете ли вы как-то это прокомментировать?
— Рустем Ашетов – это государственный национал-патриот. Я знаком с ним давно, мы даже участвовали в дискуссиях. Да, он является моим идейным противником, но я уверен, что под заказ он ничего писать не будет. А вот Тохтар Жакаш на этот счет вызывает сомнения. Потому что он один из тех, на мой взгляд, кто участвует в этой игре.
Что касается поста Рустема Ашетова – он изложил все правильно и достоверно. Многодетные матери получили деньги, но достаточно ли этих средств или нет – это другой вопрос, который Ашетов в своей публикации не затрагивает. Я вас уверяю, что Ашетову не поступал заказ от местных чиновников. Он просто встрял в разборки между трайбалистическими группировками и попал под раздачу.
В публикациях казахскоязычных СМИ под каждым словом есть свой подтекст, который надо внимательно изучать. Жакаш набросился на Ашетова, потому что думает, что таким образом защищает людей. Но на самом деле в этой истории за кулисами играют большие фигуры. Заказы идут сверху.
— По словам этого же журналиста, "шымкентские семьи живут в два раза хуже самых бедных китайцев". Он подтвердил это своими подсчетами. Согласно им, "к примеру, семье из 7 человек на каждого выделяется по 247 тенге в день, тогда как в самом бедном районе Китая на душу населения приходится по 450 тенге". Насколько, по-вашему, уместно данное сравнение по отношению к вышеописанной ситуации?
— Это не совсем правильная информация. В этом году заканчивается программа по выводу 200 миллионов китайцев из условий крайней бедности. Си Цзиньпин сказал, что завершена работа по поднятию уровня жизни многих китайцев, и это во многом произошло благодаря тому, что уровень бедности в Китае был оценен по стандарту, приближенному к ООН. У нас же этого не выполняется. Даже с учетом среднестатистической зарплаты в 200 тысяч трудно представить, как прокормить семью, в которой есть несколько детей и пенсионеры.
Важно понимать, что жизнь за чертой бедности в Казахстане касается не только многодетных матерей. Это проблема очень многих. Поэтому такие сравнения некорректны. Тем более Ашетов не говорил, что этих денег многодетным матерям достаточно.
Но, повторюсь, конкретно в этой ситуации вопрос стоит не о многодетных матерях, а о тех, кто ими управляет.
— Скажите, насколько остро проблема снижения уровня жизни в Шымкенте стоит сейчас? Насколько пандемия обнажила эту проблему? И что вы можете сказать о работе городских властей в данном направлении?
— Острота проблемы бедности состоит в том, что к ее черте подошли те, кто никогда не думал, что может оказаться бедным. Люди с больших джипов пересаживаются на дешевое авто. Те, кто считал, что таксовать зазорно, сейчас так не считают. Уровень жизни шымкентских граждан упал резко и ощутимо, и люди видят, что у властей нет никаких планов по спасению ситуации.
Я понимаю недовольство населения. Зачем в столь тяжелое время тратить миллиарды на ремонт дорог? На озеленение? Направьте существенные средства на создание рабочих мест. Таких планов у акимата и исполнительной власти нет.
Поэтому острота проблемы достигает пика.
Несмотря на то что что-то делается, все действия шымкентских властей, по большому счету, неэффективны. Я вижу, как они повернули лодку всего города совершенно не в то русло, которое либо приведет в тупик, либо просто исчезнет.