Жания Аубакирова: «Я серьезно и страстно хочу, чтобы все казахстанцы понимали настоящую ценность музыкального искусства» - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Жания Аубакирова: «Я серьезно и страстно хочу, чтобы все казахстанцы понимали настоящую ценность музыкального искусства»

Жания Аубакирова: «Я серьезно и страстно хочу, чтобы все казахстанцы понимали настоящую ценность музыкального искусства»

Жамбылцы не избалованы классической музыкой. И уж тем более исполнителями мирового уровня. Можно пересчитать по пальцам, кто из «классических» знаменитостей приезжал в наш регион за последние, скажем так, лет тридцать.

  • 25 Марта 2011
  • 4067
Фото - Caravan.kz

Святослав Рихтер, пианист великий и прославленный. Джазовый бог Олег Лундстрем. Казахстанский скрипичный виртуоз с мировой известностью Марат Бисенгалиев. Вот, пожалуй, и весь список.

Теперь вы понимаете, что гастрольное турне в Тараз в рамках 20-летия Независимости РК пианистки с мировым именем Жании Аубакировой было воспринято жамбылскими любителями музыки как нечто из разряда выдающегося. Тем паче, что ректор Казахской национальной консерватории привезла 80 человек своих воспитанников — творческие коллективы вокалистов, симфонический и камерный оркестры, ансамбль домбристов, фольклорно-этнографический ансамбль «Бабалар сазы».

Пожалуй, впервые в истории древнего города Тараза, на концертной сцене ЦКЗ «Баласагун», зазвучал настоящий симфонический оркестр, в котором солировала звезда мирового исполнительского искусства. 

Гром оваций 

Трехчасовой концерт в первый день таразского двухдневного турне прошел «на ура». Зрители тепло принимали выступления молодых артистов, исполнивших как классические, так и народные произведения. И, если академическое исполнение произведений Сарасате, Генделя, Чайковского как-то не очень привычно для слуха среднестатистического жамбылского слушателя, то национальные кюи неизменно вызывали бурю восторгов.

Заворожила зал медитативным исполнением на кобызе кюя «Акку» лауреат международных конкурсов Акерке Тажибаева. Поразили страстным исполнением, филигранной техникой, чувством юмора домбристы Нуржан Тажекенов, Айнур Сакупова, Абылай Тлепбергенов, Шынгыс Исаев и Арман Жудебаев, сыгравшие кюй-тартыс. А когда грянул гром увертюры к оперетте Р. Штрауса «Летучая мышь», зрители были ошеломлены — подобная музыка никогда еще не звучала на здешних концертных подмостках.

Кульминационной кодой вечера стало исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена (e-moll Op. 1). За роялем — народная артистка Республики Казахстан Жания Аубакирова в сопровождении студенческого симфорнического оркестра, дирижер — студент консерватории Канат Омаров. Блестящая виртуозная игра, вдохновенное исполнение страстных пассажей великого польского композитора вызвали гром аплодисментов. Правда, неискушенный жамбылский зритель начинал аплодировать и преподносить цветы несколько раньше времени, сразу после первой части концерта (а в этом произведении три части). Так что исполнителям пришлось нелегко… 

«Будем стремиться почаще приезжать в регионы» 

Так сказала в беседе с журналистами на следующий день Жания Яхияевна, отвечая на вопрос о впечатлениях от состоявшегося концерта.

— Классика -­ это музыка для души, — сказал она. — Мне приятно видеть, как у людей глаза блестят, когда они слушают оркестр. Конечно, не все еще готовы воспринимать классическую музыку, но это, думаю, дело будущего. Мы первый раз в Таразе, приехали по приглашению акима области Каната Бозумбаева, он посетил наш первый концерт в Таразе и выразил желание сотрудничать с нами и в дальнейшем. Хочу отметить, что прием в Жамбылской области идеальный. А мы никогда не бываем балованы. Редко бывает так, чтобы всё совпало — зал, акустика, аудитория… Всегда есть трудности, которые приходится преодолевать. Но мои ребята умеют приспосабливаться ко всему.

— Жания Яхияевна! Вы играли в лучших концертных залах — Карнеги-холл, Кеннеди-центр, Барбикан-холл, Концертхаус.Ваш студенческий коллектив с успехом выступал на всех континентах. Есть ли различия в восприятии классической музыки западным слушателем и нашим?

— Что касается публики, думаю, она везде одинакова, везде есть любители классики и те, кто ее не понимает. С сожалением могу сказать, что молодежь сегодня выпала из списка любителей классики, и поэтому надо наверстывать упущенное. Даже в Европе сегодня наблюдается спад интереса к классике, и пропагандировать высокую музыку становится труднее даже там. Поэтому главную свою миссию я вижу в том, чтобы просвещать людей, и гастрольные турне в этом очень помогают. В 2004 году мы впервые выехали за рубеж — доказать самим себе, что можем проявиться на международном уровне. Таких восторженных отзывов, как о нашей консерватории, не писали ни про один вуз страны! По нам узнавали о Казахстане. Думаю, что у нашей страны большое будущее. Вы знаете, что сегодня не каждая страна в мире может позволить себе симфонический оркестр?

В 2008 году мы осуществили «американский» проект, в составе 200 человек провели турне в США. Побывали в пяти штатах, и везде -­ успех! Вот сейчас наш оркестр народных инструментов из 20-ти человек гастролирует по Турции, 15 студентов — в Абу-Даби, пятеро — в Германии. Всё это работает на укрепление имиджа Казахстана как государства с глубокими культурными традициями, с хорошей школой классического искусства.

Несомненную роль при этом играют инициатива и личная неравнодушная позиция Главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева. В ноябре прошлого года он посетил нас, прослушал получасовой концерт, интересовался нашим творчеством. Зарубежные партнеры и гости видят грандиозные перемены в нашей стране, происходящие при поддержке государства и меценатов. Растет казахстанская экономика — возникают предпосылки для развития сферы культуры. К примеру, уже 8 апреля стартует новый проект «Радиоканал «Классика», готовится к запуску казахстанский телеканал «Мәдениет» совместно с национальным телеканалом «Казахстан».

Пришло время, когда нам захотелось поездить по Казахстану и показать достижения наших студентов, которыми восхищается весь мир. Думаю, что эти шаги сблизят казахстанцев с миром классической музыки. Я серьезно и страстно хочу, чтобы всё население нашей страны понимало настоящую ценность музыкального искусства. 

Студенты консерватории привычны к высокой ответственности 

— Это особенные дети, — с нескрываемой гордостью заявила Жания Аубакирова. — Приходя в стены консерватории, они преображаются и становятся избранными. Но это — результат огромного труда, безо всяких поблажек. И, даже если они ездят на гастроли, никто их не освобождает от сдачи обязательных предметов.

— Вы, ректор вуза, именитый музыкант, играете в одном оркестре со студентами. Не боитесь, что могут подвести?

— Нет, в это сложно поверить, но в нынешнем составе оркестр работает всего полгода. Среди них много первокурсников. Но зато каких! Для меня на сцене они уже не студенты — здесь мы все коллеги. И я очень часто хвалю их. Они так могут собраться! Наши студенты привычны к чувству высокой ответственности. Вот сейчас, перед очередным концертом, они сидят и отрабатывают программу. Они лучше взрослых музыкантов могут сориентироваться на слушателя, выдерживают экстремальные условия.

В последние годы особенно заметно стало появление талантливых ребят из регионов. Один из наших дирижеров — Канат Омаров, настоящий талант! Вы бы видели, как этот парень из Шымкента вышел на сцену Карнеги-холла ­своей «шымкентской» походочкой… Сейчас они уже привыкли к успеху. А раньше всего боялись. И каждый новый состав оркестра — всё лучше и лучше. Но консерватория ­- это, прежде всего, элитарное обучение, что всегда дорого. В год на каждого нашего студента государство платит до одного миллиона тенге, «хозрасчетников» у нас не бывает. Кто потянет оплату? Учится у нас мальчик с уникальным, редким голосом альтино, у него работает одна только мама, так его обучение сегодня оплачивает НДП «Нур Отан».

— Жания Яхияевна, Вы многое делаете для популяризации казахской народной музыки за рубежом. Как воспринимает нашу народную музыку западный слушатель?

— Очень позитивно. Вот недавно мы рискнули и впервые в Европе выступили с большой часовой программой казахской народной музыки. Наши домбристы сыграли казахские национальные кюи, эн-шашу. Зрители были в восторге! Можно без всякого пафоса утверждать, что казахстанская культура становится известной миру, казахская народная музыка стала более глубоко резонировать с душой общества, тепло приниматься зарубежным слушателем.

***

Примечательно, что в нашей беседе Жания Яхияевна ни разу не упомянула о своих личных успехах и званиях, рассказывая только о консерватории, о своих студентах, о желании приобщить людей к музыкальной культуре, о своем чувстве гордости достижениями Казахстана за 20 лет независимости. Талантливейший музыкант, получивший признание не только в Казахстане, но и по всему миру, в обыденной жизни — доброжелательная, без «звездных» притязаний, очаровательная в своей непосредственности женщина.

— Вы — народная артистка Казахстана, ректор консерватории, мама… Что для Вас стоит на первом месте?

— Конечно, мои дети, семья. Старший учится в США, в Филадельфии, разрабатывал со мной проект «Математика и музыка». Младший ­- студент КИМЭПа. Огромную поддержку оказывает муж, он ­ врач-­онколог с 30-летним стажем. Всё, что я делаю, чем живу, -­ это для них, моих детей.  

Справка:

Жания Аубакирова успешно окончила Московскую государственную консерваторию  им. П.И.Чайковского и аспирантуру по классу «фортепиано» (класс профессора Л.Н.Власенко).

В 1985 году получила Гран-при Международного конкурса камерных ансамблей во Франции. В 1983 г. — Гран-при и специальный приз «За лучшее исполнение произведений современных французских композиторов» на Международном конкурсе Маргарет Лонг и Жака Тибо (Франция). 

Сольные концерты и выступления Жании Аубакировой проходят в крупнейших концертных залах Казахстана, Франции, Англии, Германии, Японии, России, Польши, Италии, США, Израиля, Греции, Венгрии. Жания Аубакирова сотрудничает с известными коллективами и музыкантами, такими, как Михаил Плетнев, Александр Сладковский, Александр Ведерников, Марат Бисенгалиев, Александр Тростянский, Кристоф Мангу, квартет «Danel»,  Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Французского радио, Симфонический оркестр Индии, Английский камерный оркестр, Израильский камерный оркестр и другими.

С 1997 — она ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Под руководством Жании Аубакировой консерватория стала ведущим музыкальным вузом страны и культурно-просветительским центром республики. В ряду осуществленных ею инициатив — основанная в 1994 году «Авторская школа Жании Аубакировой», работающая по современным образовательным методикам и технологиям.

По инициативе Жании Аубакировой в 1998 году создано музыкальное агентство «Классика», которое с огромным успехом провело «Казахские сезоны во Франции», организовало концерты более чем в 25 странах, записало более 50 компакт-дисков, более 20 музыкальных фильмов о казахстанских исполнителях.

Источник: Казинформ.