Второй же, как установило следствие, выступал в роли подельника: он сначала арендовал машины у их владельцев, а потом эти авто продавал. Кстати, покупателей на похищенные автомобили находил бывший судья. Поэтому обоих признали виновными в серийном мошенничестве.
В редакцию “КАРАВАНА” обратился один из потерпевших, Ерлан ЖАКЕНОВ.
Так как он вместе со своим законным представителем Кайратом СМАГУЛОВЫМ в настоящее время находится в Нур-Султане, мне пришлось опросить их по телефону.
“Следователь не отвечает на мои звонки и игнорирует наши ходатайства…”
Вопрос Ерлану Жакенову.
– Что вас заставило обратиться в “КАРАВАН”?
– Моя машина является вещественным доказательством, и мне ее до сих пор не вернули. Автомобиль был продан в Шымкент некоему гражданину. Он якобы ее купил. Но даже после того, как выяснилось о преступлении, покупатель не стал писать заявления ни на продавца, ни на посредника. По его словам, он передал мою машину кому-то еще. Во время досудебного расследования он говорил одно, потом в суде – другое… Совсем человек запутался в своих показаниях!
– Расскажите, когда и каким образом вы лишились своей машины?
– 15 февраля 2020 года я, так же как и другие потерпевшие, отдал мой автомобиль, черную “Тойоту Камри – 70” 2018 года выпуска, в аренду одному из подсудимых. Как позже выяснилось, он продал не только мое авто, но и другие машины третьим лицам.
– Сколько всего потерпевших?
– В уголовном процессе установлено 13 эпизодов, но так как не все потерпевшие обратились в органы полиции, то их может быть гораздо больше.
– Потерпевшие тоже сдавали свои машины в аренду подсудимым?
– Да, но и те граждане, которые покупали эти автомобили, также признаны потерпевшими. Они ведь теперь лишились тех денег, которые заплатили.
– В какую сумму вы оцениваете материальный ущерб, который вам причинен?
– Если чисто по машине, то получается 9 миллионов 700 тысяч тенге. А еще с марта 2020 года я выплачиваю кредит за нее, по 183 тысячи тенге ежемесячно. Меня беспокоит, что эпизод, связанный с моей машиной, сейчас выделили в отдельное дело. Чтобы следствие выяснило, кому передали мое авто. Но следователь полиции перестал отвечать на мои звонки и игнорирует наши ходатайства.
Разве госчиновникам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью?
Официальный представитель потерпевшего Ерлана Жакенова Кайрат Смагулов:
– Позвольте, я дополню. Мы хотим, чтобы это дело получило огласку по двум причинам. Во-первых, в этом деле замешан ряд бывших и действующих чиновников судебной системы. Действующий чиновник является родным братом одного из подсудимых, но он остался в стороне. В отношении него досудебное расследование инициировано не было.
– Почему?
– Потому, что на сегодняшний день в отношении него заявлений от потерпевших пока не поступало. Но в то же время он является магистрантом 2-го курса Академии правосудия Верховного суда Республики Казахстан.
Если вы помните, то в прошлом году в Германии произошло ЧП. Магистранты 2-го курса академии вели себя непристойно и были отчислены.
Именно в этот период брат подсудимого занимался предпринимательской деятельностью: реализовывал автомашины, получал денежные средства и заключал договоры…
При этом он числился на государственной службе. Поэтому, выступая в судебных прениях, я заявил ходатайство о том, чтобы суд принял меры в отношении него. Как можно быть государственным чиновником и одновременно заниматься бизнесом?!
Во-вторых, мы обратились в газету “КАРАВАН” для того, чтобы привлечь внимание граждан, которые также являются потерпевшими. Но они пока не обращались в полицию.
Дело в том, что эти обманутые люди продолжают верить тем, кто их обманывал.
Суд да дело
Выступая в судебных прениях, государственный обвинитель попросила суд приговорить каждого из подсудимых к 7 годам лишения свободы.
В понедельник, 23 ноября 2020 года, суд приговорил одного из подсудимых к 6 годам лишения свободы, а второму придется отбывать наказание на 8 месяцев больше.
Но так как приговор еще не вступил в законную силу, имен и фамилий подсудимых мы пока не указываем. Но впоследствии обязательно их назовем, ведь страна должна знать своих антигероев.
Хочется также обратить внимание руководства МВД РК на слова потерпевшего Ерлана Жакенова о потере контакта с органами досудебного следствия. Возможно, необходимо заменить следователя на другого? Который не будет игнорировать ходатайства потерпевшего, а также его законного представителя и выяснит, наконец, где находится сейчас машина Ерлана Жакенова.
АЛМАТЫ