Об этом “КАРАВАНУ” рассказали следователи.
Последний раз видели в “Фейсбуке”
Больше 15 лет Сабит проработал следователем в отделе по расследованию преступлений против личности, потом был отдел по борьбе с ОПГ. Дела по без вести пропавшим (в органах используют сокращенную аббревиатуру БВП) занимают особое место в его памяти. Фамилии и детали некоторых историй полицейский помнит так, словно это было вчера.
– Люди пропадают по разным причинам и при разных обстоятельствах: уходят из дома после семейных конфликтов с родителями, супругами, кто-то уходит к любовникам, пожилые или дети могут заблудиться, подростки неделями “зависают” в компьютерных клубах, – начинает рассказ следователь.
По словам Сабита, в работе с БВП, как и в других делах, они используют советские методики вкупе с современными технологиями.
– Мы не можем просто взять и отказаться от того, что было наработано в СССР, это базовые вещи: осмотр места проживания пропавшего, отработка круга знакомых и родственников, обход и опрос соседей, рассылка ориентировок по населенному пункту, где проживал разыскиваемый, и в целом по республике. Использовались (как и сейчас) агентурные связи.
В наши дни эта методика просто модернизировалась: подключились инструменты быстрого поиска – мобильные телефоны, GPS-навигация, мониторинг социальных сетей пропавшего, когда он, например, последний раз заходил в “Фейсбук”, “ВКонтакте”, отработка круга общения в Интернете.
Также прослеживаем маршрут передвижения исчезнувшего по сигналам мобильного телефона, которые зафиксированы базовыми станциями операторов. И, конечно, используем видео с камер, установленных на улицах и в зданиях, тот же “Сергек” нам помогает.
Правило трех дней
Сабит рассказывает: насмотревшись телесериалов, некоторые думают, что при исчезновении человека нужно обращаться только после трех суток его отсутствия.
– В Казахстане при обращении любого гражданина по факту пропажи человека заявление сразу регистрируется в ЕРДР, Едином реестре досудебных расследований, – подчеркивает следователь.
Далее в ходе первоначальных следственно-оперативных мероприятий выясняются: возраст, место, откуда исчез разыскиваемый, место жительства (из дома изымаются личные вещи, в том числе зубная щетка, которая позволяет провести геномно-молекулярную экспертизу), место работы, особые приметы, наклонности, привычки.
– Если теряется малолетний ребенок, сразу подключаются инспекция по делам несовершеннолетних, участковый, отдел розыска. Обязательно должно быть установлено, были ли при исчезнувшем денежные средства, ведь чаще всего в основе любого преступления лежит корыстный мотив, – продолжает собеседник “КАРАВАНА”.
Статьи “Без вести пропавшие” в Уголовном кодексе страны нет, но, как признается следователь, существует негласное указание руководства при подобных фактах возбуждать дела по статье “Убийство”.
– Эта статья относится к особо тяжким преступлениям, что позволяет подключать к расследованию больше сил и средств, задействовать волонтеров. Любая пропажа человека теперь рассматривается как ЧП, прежде применявшийся подход “потом найдется” сейчас исключен.
По-прежнему актуально правило трех дней – именно этот срок считается крайне важным, в течение которого шансы найти человека живым максимальны.
Пытки для несговорчивых
В практике Сабита было дело о без вести пропавших молодых женщинах, которых насильно вовлекали в занятие проституцией.
– В Костанайской области действовала семейная ОПГ Прокуратовых. Муж, неоднократно судимый за имущественные преступления, жена тоже привлекалась к уголовной ответственности. Пока благоверный отбывал наказание, супружница вместе с подругой занималась оказанием платных интимных услуг. После освобождения мужа на пьяных посиделках чета решила продолжить дело, но с привлечением новых участниц, – вспоминает детали дела следователь.
Первой жертвой стала злоупотребляющая алкоголем, но окончательно еще не спившаяся дама.
– Она красивая, только пьет, и отмыть ее надо, – рассудили семейные сутенеры. Начали с нее, та подругу привела, потом вошли во вкус и решили принудить к секс-работе жительницу села. Жертву привезли в город в коттедж, где в специально оборудованном месте к несговорчивым женщинам применяли пытки: избивали, прижигали интимные места, вставляли в пальцы иголки, чтобы заставить заниматься проституцией, – говорит Сабит.
Одной из секс-рабынь каким-то чудом удалось сбежать, она дала признательные показания.
– У следователей появились подозрения, что семейной ОПГ покровительствуют полицейские. Была создана межведомственная следственно-оперативная группа, в которую вошли следователи по борьбе с ОПГ, финполовцы (нынешняя Антикоррупционная служба). В составе группы был и я, – рассказывает Сабит.
8 девушек, проходивших по делу в качестве потерпевших, считались без вести пропавшими.
– Многих из них родные не искали, женщины вели асоциальный образ жизни, ранее неоднократно уходили из дома. И когда они исчезали в очередной раз, близкие не придавали этому большого значения. Но именно тогда их похищали! Одна из девушек находилась в розыске с 2008 года, ее находили, но она писала заявление, что не хочет возвращаться домой. А спустя пять лет попала в секс-рабство… Всех виновных по этому делу осудили.
Помогают экстрасенсы
В 2009 году Сабит вел дело о пропаже мальчика, не вернувшегося из школы в Кокшетау.
– Семья жила на станции “Кокшетау-2” и однажды после уроков не дождалась сына. Позже мальчика нашли в заброшенном здании. Сначала насильник надругался над ребенком, а потом убил булыжником. Педофила мы нашли, – рассказывает собеседник.
В поиске без вести пропавших помогают волонтеры. У местной полицейской службы есть список волонтерских организаций, к которым они обращаются в подобных случаях. Следователям помогают и… экстрасенсы.
– Двое мужчин отправились на рыбалку в сторону Коргалжино и несколько суток не выходили на связь. Мы начали поиски, которые не давали результата. Тогда обратились к мальчику, который до этого помогал нашим коллегам найти разыскиваемых.
На этот раз юный экстрасенс указал место, где он увидел машину пропавших рыбаков. Водолазы действительно обнаружили автомобиль и трупы мужчин… Впоследствии мать мальчика запретила использовать его способности. По ее словам, после помощи с поисками ребенок каждый раз ложился в больницу с неврозами и бессонницей, – рассказывает Сабит. Как живут волонтеры поискового движения столицы
Два удара топором и заговорившая совесть
В 2012 году полицейские раскрыли убийство мужчины, числившегося в списках БВП.
– 15-летний подросток распивал спиртное с другом отца. В ходе застолья вспыхнула ссора, и двумя ударами топора юнец убивает гостя. Потом расчленяет тело и выкидывает на свалку в городе Рудном. Вымывает пол, дожидается прихода родителей и как ни в чем не бывало ложится спать.
Спустя год парень вновь принимает на грудь в компании знакомого.
По телевизору в этот момент мелькает информация из серии “Их разыскивает полиция”. И тут подросток говорит другу: “Это же я того мужика из телека убил…”.
Собутыльники расходятся, а через некоторое время одного из них задерживают за кражу. Мужчина сообщает, что знает имя убийцы по другому делу. В итоге его юный друг признается в преступлении, говорит, что устал с этим грузом жить. Показывает место, куда выбросил жертву. Мы нашли тазобедренную кость и останки черепа, всё остальное зимой растащили собаки, – пересказывает детали Сабит.
Пару лет назад Сабит вел дело о без вести пропавшем мужчине, уехавшем на рыбалку с друзьями.
– Дело было зимой. Мы привлекли волонтеров и солдат – 100 человек, прочесали всю столицу. Жена искала мужа у любовницы. А по весне на дачах в районе Карагандинской трассы был обнаружен “подснежник” – труп этого мужчины без признаков насильственной смерти. Тело разложилось, опознать личность смогли только по удостоверению личности.
Как оказалось, во время рыбалки он, будучи пьяным, поссорился с друзьями и решил пройтись пешком. По дороге упал в водоем, скрытый под снегом, и не смог выбраться…
Нелепая смерть
Еще одним “подснежником” стал другой житель столицы, отец четверых детей.
– С заявлением к нам обратилась супруга пропавшего без вести. Мужчина выехал на такси с Левого берега и не вернулся. Зима в тот год была снежная, с буранами. Мы нашли таксиста, подвозившего мужчину, у него обнаружили телефон пропавшего. Но водитель клялся, что оставил клиента на окраине столицы…
А весной нам поступил вызов – хозяин частного дома обнаружил в септике труп.
В кармане лежало удостоверение личности того самого разыскиваемого. Мужчина вышел на улицу справить нужду и провалился в отстойник, – говорит следователь.
Еще одна история связана с без вести пропавшей женщиной.
– В 2013 году в городе Рудном пропала сотрудница ГССО – госслужбы охраны. После очередной смены по охране музея она не сдала табельное оружие и не пришла домой, где ее ждал 5-летний сын.
Сигнал с мобильника женщины пропал спустя 5–7 минут после выхода с работы. Куда она пошла, в какую машину села, не было известно – очевидцев нет, камер – тоже. Уголовное дело возбудили по статье “Убийство”. Нацгвардия помогала нам прочесывать все близлежащие поля, параллельно проводились опермероприятия, – рассказывает Сабит.
Стало известно, что пропавшая встречалась с женатым мужчиной – сотрудником органов. Его супруга работала в оперативно-криминалистическом отделе. Но подозрения в отношении любовника исчезнувшей женщины не подтвердились.
– А через неделю бывший оперуполномоченный в местном баре, изрядно выпив, показывал пистолет. Об этом нам сообщили негласные источники. Мы допросили этого мужчину, который признался в убийстве пропавшей без вести сотрудницы ГССО.
Преступление он и его подельник совершили с целью завладения оружием – в дальнейшем они хотели совершать разбойные нападения на проезжающий автотранспорт. Мужчины заранее купили сим-карты и сотовые телефоны в другом городе, узнали, во сколько жертва, с которой они были знакомы, выходит с работы. Предложили подвезти до дома, усадили женщину на переднее сиденье, а потом задушили. Труп закопали за городом, вещи сожгли, причем экс-опер рассчитал линию прочеса – 50 километров в обе стороны от самого Рудного, – вспоминает следователь.
Сообщить незамедлительно!
При поиске потерявшихся пожилых людей бывает относительно легче – как правило, детям и старикам прохожие помогают охотнее, утверждают опытные поисковики.
– Пожилой человек не может далеко уйти, при обнаружении он доставляется в центры временной изоляции и адаптации, где снимаются отпечатки пальцев. По ориентировкам бабушек и дедушек бывает относительно несложно найти.
С молодыми – сложнее, они постоянно перемещаются.
Сегодня – вот, взгляните на сводку – в ходе ОПМ “Розыск” мы доставили домой несовершеннолетнего парня спустя месяц поисков. Кстати, чаще всего подростки пропадают летом. В среднем к нам в месяц поступает 20–30 дел по БВП, – рассказывает Сабит.
Чтобы избежать трагедий, родители все чаще приобретают детям часы со специальной встроенной программой поиска – так они всегда в курсе, где и с кем находится их ребенок.
– Хотя, бывает, дети теряют часы, тогда папы-мамы поднимают панику, кричат, что ребенка похитили и требуют поднять в воздух вертолеты. А он в это время в соседнем дворе заигрался.
Напоследок наш собеседник дал несколько рекомендаций тем, у кого пропали близкие:
– Если ваш родственник или знакомый не вернулся домой, не надо ждать суток – незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы.
Постарайтесь не паниковать, а четко, ясно и сосредоточенно сообщите все детали: места, в которых бывает ваш близкий, с кем общается, последние маршруты, темы недавних разговоров, приготовьте фотографии.
Выдвиньте свои предположения, куда и почему мог уйти ваш близкий, без утайки расскажите всё, что знаете. Если вся эта информация поступит в полицию в кратчайшие сроки, человека будет намного легче искать. И, как показывает статистика, почти в 90 процентах случаев без вести пропавших находят живыми.
НУР-СУЛТАН