Это вполне рядовое частное дело едва ли могло привлечь внимание прессы, если бы не почти анекдотическая ситуация с ответчиками.
А суть его такова. 26 декабря 1999 года скончалась жительница поселка Актас Амина ЯНБЕКОВА. После нее осталась приватизированная квартира, 50 процентов доли в которой принадлежало ее младшему сыну – Ринату ЯНБЕКОВУ. Который к тому времени уже несколько лет жил в России. Акимат Сарани, к которому территориально относится поселок Актас, в 2000 году, посчитав жилье бесхозным, выдал ордер на заселение в него Людмиле ЧАЙКЕ. Но о том, чтобы официально передать бесхозную квартиру в коммунальную собственность города, не позаботился. И получается, что до настоящего времени договор приватизации на имя Амины Янбековой никто не отменял.
В 2005 году Ринат вернулся в родные края. Но лишь в конце 2011 года решил поинтересоваться судьбой квартиры в Актасе. Обратился в центр по недвижимости, узнал, что жилплощадь все еще числится за матерью, и решил оформить наследство. По его заявлению 4 декабря 2011 года частный нотариус открыла наследственное дело, а Янбеков подал иск о выселении Людмилы Чайки и признании ордера, выданного ей акиматом Сарани, недействительным. Но акимат обратился в суд со встречным иском – “о прекращении права собственности”. Ответчиками в нем он указал Янбековых: Рината и… покойную Амину Саитзадовну. Как ни странно, но суд принял к производству иск, в котором указывалось, что один из ответчиков умер 14 лет назад.
– С начала этого процесса я пытался объяснить судье и представителю истца, что ни Гражданский кодекс, ни простая логика не предусматривают ответственности для покойников, – рассказал представитель Рината Янбекова Рахым УТЕУОВ. – Но мои возражения не принимались во внимание.
В конце концов 1 апреля представитель ответчика подал ходатайство “об обеспечении связи с потусторонним миром”, заметив в документе, что если суд принимает к рассмотрению исковое заявление к покойнице, то наверняка знает, как рассматривать такие дела.
После этого судья обещала рассмотреть данное ходатайство на одном из ближайших судебных заседаний. А истец решил все же сменить ответчика.
Во вторник, 9 апреля, юрист акимата Сарани заявила ходатайство о том, чтобы вместо умершей 14 лет назад Амины Янбековой привлечь в качестве ответчика ее старшего сына – Ильдара. Судья ходатайство стороны истца удовлетворила, несмотря на возражения новоявленного ответчика, который пояснил, что в права наследства не вступал и не собирается этого делать.
Новое судебное заседание судья АСЫЛБЕКОВА назначила на 19 апреля. Что же, по крайней мере, теперь связи с потусторонним миром не потребуется
Караганда