По его мнению, лишь доработав до 63 лет, наши дамы смогут рассчитывать на безбедную старость.
Согласно новому законопроекту о пенсионной реформе, над которым трудились сразу несколько министерств, увеличивать пенсионный возраст женщинам будут постепенно, поднимая планку по полгода в течение 10 лет, доложил Серик Абденов на заседании правительства.
Наряду с этим он заявил, что общество спокойно приняло эту новость и обсуждение непопулярной реформы проходит без народных протестов. По словам Абденова, без этого у Казахстана нет возможности покрыть дефицит пенсионного фонда.
Если меньше получаешь, надо дольше ТРУДИТЬСЯ
– На 5 лет женщина меньше участвует в накопительной пенсионной системе. Тем более что есть гендерные различия в оплате труда, – признал министр. – В итоге средние размеры пенсионных накоплений женщины ниже на 25 процентов, чем у мужчин. Так что данную меру следует считать вынужденной необходимостью.
Тем не менее дамы могут и раньше выйти на заслуженный отдых – если на их персональном пенсионном счете лежит 3 миллиона 100 тысяч тенге (но этот размер будет меняться ежегодно в зависимости от уровня жизни).
– Вы действительно полагаете, что женщины смогут работать до 63 лет в полную силу? – в очередной раз спросили журналисты главу социального ведомства в кулуарах правительства.
– Почему вы решили, что женщины не могут до 63 лет работать? – в свою очередь вопрошает Абденов. – По статистике, 190 тысяч пенсионеров сегодня работают в стране, из них 137 тысяч – женщины. Безработица среди женщин составляет 286 тысяч, среди них 7,5 процента – женщины в возрасте от 50 лет.
Сценарий новой пенсионной системы был одобрен правительством в минувший вторник. Теперь дело за депутатами Мажилиса и Сената. Одобрят ли они эти перемены?
Сами себе занятые
Выступил на этой неделе Серик Абденов и перед депутатами фракции партии “Ак жол”, объясняя им тонкости нового пенсионного законодательства.
Мажилисмены, к примеру, пытались выяснить: кого разработчики законопроекта имеют в виду под “самозанятыми”?
– В принципе это понятие Международной организации труда – это те, кто сами себя обеспечивают работой, – объяснял министр. – Если более детально отвечать на вопрос – это индивидуальные предприниматели, это адвокаты, это нотариусы… По-моему, здесь отвечать не надо, читать надо вообще…
Но глава партии Азат ПЕРУАШЕВ попросил уточнить: не включается ли в категорию “самозанятые” скрытая безработица?
Пришлось министру, не отсылая к первоисточникам, дать пояснения:
– Агентство по статистике, когда подсчитывает количество самозанятых, учитывает и индивидуальных предпринимателей в общем количестве, а это всего 2 миллиона 700 тысяч человек самозанятых. Есть, конечно, и та категория, о которой вы говорите, – занятые на личных подсобных хозяйствах, это 1 миллион 200 тысяч таких. Есть проблема. Есть и самозанятые, которые осуществляют деятельность в “тени”.
В “тени” – сантехники и электрики
Основными “теневиками” являются у нас в стране “лица, оказывающие бытовые услуги”, –электрики, сантехники, водители и прочие граждане, которые не делают пенсионных отчислений.
И вообще, из 8,5 миллиона занятого населения регулярно отчисляют в накопительные пенсионные фонды всего 3 миллиона 700 тысяч человек. А какую пенсию будут получать остальные?
Члены фракции пытались выяснить: как разработчики проекта предполагают мотивировать казахстанцев делать отчисления в накопительный пенсионный фонд – тех же сельчан, живущих, по сути, натуральным хозяйством, “теневиков”, перебивающихся случайными заработками, как трудоустраивать женщин после 50?
Ответы министра о программах занятости, “Дорожной карте” и прочих инструментах явно не удовлетворили акжоловцев, однако в полемику с министром на этой встрече они вступать не стали.
Астана