Вообще вся эта история сильно похожа на плохой спектакль. И началась она чисто театрально – с размещения в Сети 7 марта заявления предпринимателя Константина ЛИППЕРТА об уходе в тайгу (!) и начале там голодовки. К заявлению прилагался видеосюжет про новенькую школу, построенную в селе Аккайнар, куда дети вроде 8-й месяц не могут попасть только из-за чиновников.
Подробности – в Сеть!
Интернет-сообщество взорвалось комментариями о коррупции. Чиновникам пришлось оправдываться. По ходу выяснилась масса любопытного. Например, что срок строительства по условиям тендера – полгода. Если учесть, что от областного центра до катон-карагайского села Аккайнар – почти 400 километров. Что село – в самом центре национального природного парка и соответственно все стройматериалы, включая лес, привозные. Что снег ложится здесь в октябре, а морозы зимой за минус 40, – становится ясно, что уложиться в проектный срок нереально!
В то же время стало известно, что подрядчик заменил кирпич на полистиролбетон – более дешевый материал. Летом прошлого года аким области Бердыбек САПАРБАЕВ лично проинспектировал стройку в таежном селе и отщипнул от материала кусок – тот раскрошился прямо в руках. Дальнейшее угадать несложно: областное управление строительства отозвало техническое решение и предъявило застройщику судебный иск.
Прокатит не прокатит?
На днях временно вернувшийся из таежной голодовки предприниматель Липперт дал местному СМИ интервью. Среди фраз об альпинистах и вампирах одна мысль прозвучала довольно внятно: “С акимом, – заявил бизнесмен, имея в виду главу области Бердыбека Сапарбаева, – у нас одна цель – выполнить программу “100 школ, 100 больниц” и все-таки сдать эту школу…”.
Однако вот что увидела комиссия в минувшие выходные: “Отделка цоколя керамической плиткой не завершена, – значится в выводах. – Металлосайдинг, которым частично отделано здание снаружи, местами уже сорвал ветер. На стенах, выполненных из пенополистиролбетонных блоков, появились трещины до 3 миллиметров шириной. На стенах кабинетов – плесень…”.
Кроме того, по информации комиссии, дала просадку отмостка цоколя, в фундамент течет вода, двор новостройки – в строительном хламе…
Спрашивается, все эти 8 месяцев, пока Липперт ждал, что госкомиссия примет школу, он не знал о недоделках? Или надеялся, что так прокатит?
Сначала дешево. Потом сердито
Мы поискали информацию о том, что же это за материал такой – полистиролбетон? Специалисты на многих сайтах нелестно отзываются о материале, из которого строители соорудили школу. Например, на ресурсе Уoohouse он характеризуется как значительно уступающий по прочности кирпичу, дающий трещины в стенах, чувствительный к движению грунта. На другом ресурсе – Swoyastroyka – отзывы еще жестче: “Очень хрупкий материал, также необходимо устройство монолитных поясов под перекрытия и другие элементы, опирающиеся на стену из блоков”…
Спрашивается: глава фирмы не знал о непригодности полистиролбетона в сейсмоактивном районе? Или просто пренебрег безопасностью детей ради удешевления строительства?
К слову, эти вопросы можно адресовать и заказчику – областному управлению строительства. Ведь эта структура разрешила подрядчику заменить кирпич блоками и тем самым, по некоторой информации, удешевить работы на 60 процентов! Правда, после того как аким проинспектировал стройку и откровенно сказал, что он об этом думает, разрешение отозвали.
Зимой областной экономический суд удовлетворил иск управления строительства о взыскании с застройщика 60 миллионов тенге за срыв сроков сдачи объекта. Решение вступило в законную силу.
Однако сейчас, как сообщили в пресс-службе акима Восточного Казахстана, застройщику выдвинуто единственное условие: устранить недоделки. После этого объект вроде будет принят. Но как их устранить, если, похоже, школу перестраивать надо?
Усть-Каменогорск