Раимбек Баталов: Второго локдауна МСБ не выдержит - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Раимбек Баталов: Второго локдауна МСБ не выдержит

Раимбек Баталов: Второго локдауна МСБ не выдержит

Жесткие запреты санитарных врачей в случае наступления второй волны коронавируса в Казахстане могут привести к банкротству более половины всех предприятий малого и среднего бизнеса.

  • 13 Ноября 2020
  • 3555
Фото - Caravan.kz

Во многие страны мира приходит вторая волна пандемии коронавируса. В целом Всемирная организация здравоохранения зафиксировала рекордный прирост заражений коронавирусом за неделю. В Алматы на неделе начала распространяться информация, что город снова уходит на карантин со всеми его “прелестями”. Но это оказалось лишь слухами. Тем не менее бизнес города готовится к худшему. Председатель Форума предпринимателей Казахстана Раимбек БАТАЛОВ рассказал о том, как происходит эта подготовка.

– Сегодня бизнес готов ко второй волне коронакризиса?

– Все морально к этому готовы. Но готовы ли выдержать, разорятся или не разорятся – это большой вопрос.

– Судя по статистике, в сентябре – октябре бизнес начал быстро восстанавливаться…

– Во время карантина один HoReCa (отели, рестораны, кафе) – из основных секторов МСБ – ушел в ноль. В сентябре, когда разрешили работать, он подрос. Мы это прямо видели. Сентябрь и октябрь были очень позитивными. Бизнес вздохнул. А это очень большая доля рабочих мест.

Открылось чуть более

60 процентов ранее работавших точек. Уже это хороший показатель. Как будет дальше – не знаем, надеемся, что пронесет. Но сейчас мы наблюдаем, что процент зараженных растет. На этом фоне HoReCa может схлопнуться. Думаю, не выдержат… Очень большой процент малого и микробизнеса разорится. Скорее всего, останется треть. Мы должны быть к этому готовы.

– По опыту прошедшего карантина, что для бизнеса стало самым болезненным?

– В прошедшем карантине санитарные врачи переусердствовали. Закрывали отдельные сектора экономики. В то же время другие получали разрешение на работу. Не надо быть врачом СЭС, чтобы это понимать.

– Например?

– Например, в торговые центры можно было ходить, а в горы – нельзя. Магазины и парикмахерские работали, но художественные студии, которые могли выдержать социальную дистанцию для своих клиентов, были закрыты. СЭС не включило их в список ОКЭД, которые могли работать. Может быть, чего недопонимаем, но мы не видим открытости. Бизнесу не объясняли логику решений санитарных служб.

Или ограничение пассажиров в транспорте. Мне кажется, что надо было, напротив, пускать максимально больше транспорта, особенно по загруженным маршрутам, чтобы народ не был как селедка в бочке, а мог соблюдать социальную дистанцию.

Я переживаю за те виды деятельности, которые будут закрываться. Если предприятие может выполнить требования, которые предъявляют службы СЭС, надо закрывать его только в крайнем случае. Закрытие – это отсутствие выручки, а значит, и неплатежей налогов, и долги по заработной плате. Должен быть баланс между требованиями санитарных служб и нуждами экономики. Я говорю о профессиональности процедуры закрытия видов деятельности, к которым надо подходить очень и очень вдумчиво.

При акиме Алматы работает Деловой совет, куда вхожу и я. Он напрямую попросил дать свои рекомендации по мерам поддержки бизнеса в случае нового карантина. Мы такие рекомендации дали.

– Можно их озвучить?

– Первое: навести порядок в системе статистики. Зачем? Помните, какая началась чехарда с кодами ОКЭД? Разрешение на работу предприятий и передвижение работников выдавали через систему Общего классификатора видов экономической деятельности. Оказалось, что, например, магазины “у дома” работали по 40 кодам. А должны все сидеть на одном. По статистике легкая промышленность показала рост производства. Это тысячи предприятий, которые стояли во время карантина. Выяснилось, что многие предприятия работают под другими кодами ОКЭД. Снова неверная статистика.

Конечно, бизнес рисует коды как попало. Но и у акимата, как оказалось, нет системы, которая может проверить, соответствует ли код ОКЭД предприятия действительности. А значит, местные власти даже не могут понять, работает это предприятие или нет, в каком оно состоянии, есть ли у него движение средств.

Мы с акиматом обсуждаем, как сделать актуализированную базу данных на уровне Алматы. Но на уровне республики реальные изменения не происходят. Мы готовы предоставить акимату решения по созданию интерактивной карты. Этот вопрос обсуждается.

У любого акима района должна быть такая карта с привязкой геолокации. Тогда он будет точно видеть, что по этому адресу находится магазин “у дома”. Здесь – IT-компания. Раз в 3 месяца база должна обновляться. Жизнь динамична. Сегодня в помещении работает обувной магазин. Но бизнес не пошел. Магазин закрыли. Открыли кафе. Где это отражается? Нигде. А код ОКЭД уже не соответствует ситуации.

– Для чего нужна такая статистика во время ЧП?

– Это пункт второй. Если у нас нет такой статистики, все меры поддержки не находят адресата. Во всем мире поддержка бизнеса государством беспрецедентна. Хотелось бы, чтобы и у нас каждый тенге приносил реальную пользу, а не только фигурировал на бумаге.

Та же самая программа “Даму” не столь эффективна, как задумывалась. Почему? Ведь кредит под 6 процентов – это шикарные условия для любого предпринимателя. Выяснилось, что минимум половина предприятий МСБ находится в тени полностью или частично. Например, кафе показывает, что у него работает 1 человек. Но понятно же, что там должно работать минимум 4 человека. Значит, он не показывает доходы и расходы, не платит в полном объеме налоги. Следовательно, банку, партнеру программы “Даму”, очень трудно оценить кредитоспособность этого бизнеса. Ему легче отказать.

Третий пункт наших рекомендаций: всячески помогать МСБ через налоги и по заработной плате, через привлечение более дешевого финансирования. Что в поддержке людям необходимо? Бизнесу нужны оборотные средства. Если выручки нет – нет налогов, нет заработной платы для персонала. Но, когда мы это разбираем, снова встает проблема теневого сектора.

Возникает вопрос: может ли бюджет страны помогать предприятию, которое не платит налоги в полном объеме и скрывает свои обороты? Мы этот период должны использовать, чтобы дать стимулы, которые заставят людей полностью легализовать свой бизнес. Пряники простые и понятные – дешевые деньги, программы лизинга, налоговые льготы. Но с одним условием: легализация своих сотрудников и доходов и переход к нормальным цифровым учетным системам. Тогда государство увидит, куда уходит его помощь. Важно, чтобы государство стимулировало вывод бизнеса из тени путем использования цифровых технологий.