А в ответ – молчание
Третью неделю не утихают страсти вокруг изменений с декретными выплатами. Проходят акции, беременные выходят на улицы, отправляют министру труда посылки с памперсами… Несмотря на все эти народные эмоции, чиновники сохраняют хладнокровное спокойствие. И на законные вопросы предпочитают просто отмолчаться. А ведь население имеет право знать, куда уходят деньги, которые мы ежемесячно отчисляем со своей заработной платы. К слову, попробуй не перечисли в фонд 5 процентов от зарплаты – тебя замучают пеней, а если ты бизнесмен, то обложат штрафами, даже если просрочил выплату всего на один день! Понятно, что в такой ситуации судьба денег, собранных со всей страны, остается вопросом очень важным. Тем более если фонд, в который мы безропотно отчисляли часть своего дохода, вдруг заявляет, что находится на грани банкротства. Дескать, материальное положение его так скромно, что он не может делать декретные выплаты, и на уровне правительства даже переписывают закон! В итоге “декретную” нагрузку снимают с фонда и перекладывают ее часть на работодателей. Но, изучив статистику фонда, мы поняли, что не так уж там и бедствуют. По нашим расчетам, лишь половина собранных фондом средств идет на выплаты. Этот весьма интересный факт мы озвучили в статье “Кого кормит фонд?” и обратились с официальным запросом к главному участнику “декретного” скандала.
Кому фонд отдает наши деньги
Нас интересовало, куда же все-таки деваются миллионы тенге, которые фонд ежемесячно (!) собирает с населения и при этом не расходует на выплаты.
– Что касается накопленных активов фонда, которые остаются после осуществления социальных выплат, то ими управляет Национальный банк РК путем инвестирования их в государственные ценные бумаги, – сообщили в фонде.
То есть выходит, что мы, сами того не зная, являемся инвесторами. При этом большинство из нас, отдавая процент с зарплаты, вообще не пользуется страховыми выплатами, а значит, просто в принудительном порядке поддерживает госкомпании и госпроекты. Другой тревожный момент: почему нас уверяли, что фонд – на грани банкротства? Понятно, что ответить на эти вопросы можно было, предоставив конкретные цифры: сколько фонд накопил за годы, какой получил инвестиционный доход. Просьбу предоставить эти данные фонд предпочел проигнорировать. Тогда мы дозвонились исполнителям и попросили объяснить причину молчания. На что нам ответили, что фонд дал исчерпывающую информацию и добавить ничего не может: дескать, все согласовано с руководством. Охраняют эти важные данные, как выяснилось, и в Министерстве труда и социальной защиты населения. Как сообщили участники интернет-группы “Против сокращения декретных”, они написали письмо в Минтруда с просьбой предоставить данные для перепроверки расчетов предполагаемого дефолта. В ответ – тишина.
Возможно, приоткрыть “тайну за семью печатями” может Национальный банк РК, управляющий деньгами фонда? Мы направили официальный запрос и надеемся получить ответ.